Золото демонстрирует спад на фундаментальных новостях
Резкое падение цен на золото (до $1102 за унцию) было спровоцировано не только общей неопределенностью на рынках перед ключевым решением ФРС по процентной ставке. У него есть фундаментальные причины, которые, в случае их полноценной реализации, могут иметь далеко идущие последствия.
В среду кабинет премьер-министра Индии Нарендры Моди одобрил план монетизации золота и продажи обеспеченных им суверенных облигаций. Одной из качественных новаций плана является разрешение индийским банкам, с одной стороны, принимать от вкладчиков ювелирные изделия и монетарное золото, а с другой — продавать золото производителям ювелирных изделий. План направлен на ограничение зависимости от импорта, так как, по самым скромным оценкам, индийские домохозяйства и храмы (особенно в сельской местности) в совокупности владеют от 22 тыс. и более метрических тонн металла, накопленного за многие годы. Впервые план был анонсирован министром финансов Аруном Джейтли еще в феврале, он призван стимулировать население размещать тезаврационные накопления в долгосрочные вложения (до 15 лет), таким образом вовлекая золото в прямой торговый оборот. Ставки по краткосрочным депозитам банки будут определять самостоятельно, долгосрочные согласовывать с монетарными властями.
План скептически оценивается GJF (All India Gems & Jewellery Trade Federation). Там указывают, что традиционное доверие индийцев к физическому золоту не позволит нарастить его депонирование в банках. В сельской местности ставки, которые могут быть предложены вкладчикам, должны будут составлять 2,5% годовых как минимум (при средней ставке около 7-8% для депозитов длительностью более года, по данным ЦБ Индии). При других условиях индийцы вряд ли заинтересуются новым инвестиционным продуктом.
Суверенные облигации, о которых говорилось выше, имеют целевой аудиторией инвесторов, заинтересованных в тезаврационной составляющей золота. Считается, что их продажа на открытом рынке позволит сократить традиционный спрос на спот-актив на 300 метрических тонн в год. Они будут номинированы в 5, 10, 50 и 100 грамм и иметь сроки погашения от 5 до 7 лет. Максимально возможный объем инвестиций будет ограничен 500 граммами, облигации будут доступны только гражданам и организациям Индии.
Тем не менее, будущее покажет, оправданы ли ожидания властей. В настоящее время спрос на золото в Индии составляет приблизительно 800 метрических тонн в год, его ограниченно стимулируют низкие цены, но в этом году весенний спад в сельском хозяйстве сократил традиционный летний спрос с 204 до 155 тонн, а конкретно ювелирный спрос со 152,6 до 118 метрических тонн (2-й квартал 2014/2015, данные WGC), то есть на 22,6%, что в четыре с лишним раза больше чем в Китае, где он упал всего на 5% (с 184,6 до 174,4). Инвестиционный спрос сократился с 52,3 до 36,5 тонны (-30%). Для сравнения: по данным 2-го квартала к базе прошлого года в Китае спрос инвестиционный даже вырос с 39,5 до 42,1 тонны. Китай и Индия — два крупнейших рынка золота — демонстрируют спад уже почти два года подряд. Проблемы в китайской экономике не позволяют строить оптимистические прогнозы, а вышеуказанные инициативы экономических властей Индии по снижению зависимости от импорта и вовсе удручают оптимистов.
Разумеется, каковым бы ни было решение ФРС, золото отыграет его в полной мере. Спрос в Индии может подстегнуть сезон фестивалей, который длится до декабря, но, к сожалению, именно на него же и приходится период неопределенности в связи с решением ФРС (МВФ недавно выступил с призывом отложить повышение в обстановке волатильности на рынках и замедления китайской экономики, монетарные власти США могут воздержаться от этого, но тем самым же распространить нервозность на рынках до конца осени). Поэтому я бы не ожидал от золота каких-то серьезных перспектив роста даже в форме коррекции, если ФРС отложит повышение ставки. Наиболее взвешенной стратегией сейчас будет продажа волатильности, то есть построение опционного стреддла или любого другого синтетического инструмента с подобной кривой доходности, то есть инструмента, который учитывает движение в обе стороны. Также по-прежнему настойчиво рекомендую хеджировать любую длинную позицию (чем бы она ни была обоснована) покупкой put-опциона либо продажей call-опциона. Ошибочно будет рассчитывать, что цены около $1100 за унцию являются фундаментально качественной линией поддержки, это чисто технический уровень, на котором перестраиваются декабрьские деривативы, — не более того. Фундаментально у золота есть потенциал падения до $700-800 за унцию, обусловленный диапазоном между непосредственными издержками добычи и косвенными издержками корпораций, последними из которых падающий спрос может просто пренебречь, так как в задачи покупателей не входит забота о финансовой устойчивости золотодобывающих компаний.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24545/posts/61828