Золото дает задний ход
Опубликованное WGC в начале месяца очередное исследование мирового спроса на золото демонстрирует довольно неоднозначную динамику показателей по сегментам. Общий спрос, зафиксированный по итогам 1-го полугодия 2017 года, составил 2003,8 метрической тонны. Как обычно, он главным образом формируется за счет потребностей ювелирной промышленности (Китай, Индия) в объеме 967,5 тонны, а также инвестиций тезавраторов в монетарное золото в объеме 531,7 тонны.
Вместе с тем WGC признает общее замедление спроса (-13,6% к базе 2016 года) в 1-м полугодии за счет резкого и заметного сокращения темпов инвестиций со стороны ETF (-71,0% к базе 2016 года, или 167,9 тонны против 579,4). Снизились и чистые покупки со стороны центральных банков (176,7 т., -3,1% к базе). В остальном качественных изменений динамики, как заметно из диаграммы ниже, не отмечается.Напомню, что во 2-м полугодии 2016 года ETF суммарно показали отток инвестиций в размере 45,1 тонны, однако это не носило сезонного характера, так как фонды поменяли стратегию лишь в ноябре-декабре. Спад интереса не выглядит как явная тенденция, хотя его и не стоит сбрасывать со счетов. На конец июня ETF было накоплено 2313 тонны (общий объем капитализации фондов около $92,4 млрд). Большая часть спроса здесь создается инвесторами из США и ЕС, и диаграмма демонстрирует, что его восстановление к неким средним показателям уже валообразно состоялась в 2016 году, так что текущая динамика, скорее, отражает состояние сбалансированности на фоне снижения общей экономической неопределенности и последовательного ужесточения монетарной политики в США. Июньское, второе в 2017 году, повышение ставки Федрезервом, а также анонс следующего традиционно склоняют инвесторов к мысли о давлении на актив за счет укрепления доллара. Вот почему, видимо, покупки приобретают все более осторожный характер.
Можно отметить также и некоторую стабилизацию ювелирного спроса, но на фоне общей тенденции к снижению, она не способна внушить оптимизм.
Таким образом, единственным значимым триггером общемирового спроса остается динамика покупок со стороны ETF и тезавраторов, которые, к сожалению, являются весьма волатильными величинами. Это особенно заметно в связи с тем, что сокращение мировой добычи пока не в состоянии оказать серьезного влияния на баланс цен. Отрасль предпочитает снижать издержки, но не объемы производства, как это, например, заметно по динамике капитальных расходов на единицу продукции. Отчет WGC показывает, что по итогам 1-го полугодия производители поставили на рынок 1557,1 метрической тонны, или -0,33% к прошлогодней базе. И, хотя золота же вторичной переработки стало заметно меньше: 562,9 тонны (-19,87% к базе 2016-го), предложение все же отстает от спроса в динамике.
Исходя из этого, мне представляется, что рынки в целом исчерпали все предновогодние поводы для роста цен и текущие максимумы $1295-1300 за тройскую унцию останутся верхней границей колебаний до конца года. Важно также, что я наблюдаю сильное расхождение в чистых открытых позициях хеджеров и спекулянтов, которое исторически подстегивает разворот рынка вниз (см. диаграмму). Это позволяет думать, что начиная с сентября можно достаточно уверенно открывать короткие позиции с ориентиром до $1200-1220 за унцию.
Альтернативой вложениями в золото может стать приобретение бумаг специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24545/posts/77311