Несмотря на скепсис, с которым финансовый мир отнесся к подписанию Россией и Саудовской Аравией соглашения о стабилизации нефтяного рынка, приходится признать, что экономические реалии вынуждают эти страны к сотрудничеству. Наиболее вероятный результат этой кооперации — договоренность о заморозке добычи нефти.
О том, что у Саудовской Аравии уже нет необходимости продолжать борьбу за свою долю нефтяного рынка, я писал ранее. Россия же кровно заинтересована в том, чтобы добиваться заморозки добычи нефти в надежде на стабилизацию цены.
В интервью Bloomberg президент РФ Владимир Путин заявил, что считает правильным заморозить объемы добычи нефти для поддержания цены. Глава государства также достаточно оптимистично оценил финансовые резервы России для преодоления кризиса в экономике. В искренность заявления о целесообразности ограничения добычи я верю, а вот по поводу способности российской экономики противостоять кризисным явлениям есть определенные сомнения, подтверждаемые неумолимыми фактами.
В прошлом году дефицит бюджета равнялся 2,6% ВВП. Разумеется, главной причиной этого результата стало снижение доходов от добычи и экспорта нефти. Причем оснований рассчитывать на то, что худшее уже позади, к сожалению, нет. Как свидетельствуют последние прогнозы Минфина, без сокращения запланированных расходов дефицит по итогам текущего года превысит 4% от ВВП. Причем, согласно базовому сценарию, нефть будет торговаться по $40 за баррель, и я считаю, что это фундаментально обоснованная цена на сегодняшний день.
Соответственно, дефицит нужно покрывать. Сейчас это происходит за счет Резервного фонда, созданного как раз для обеспечения выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. В течение 2013-2014 годов в фонде было порядка $85 млрд, а к сентябрю нынешнего осталось лишь $32,2 млрд (-54% г/г). Если темпы расходования Резервного фонда сохранятся, то примерно через год с небольшим он будет израсходован полностью.