Зачем Тинькофф Банку мобильный бизнес?
Тинькофф Банку удалось построить достаточно эффективный карточный бизнес. Однако чистый процентный доход не единственный источник выручки для компании. Банк активно представляет дополнительные услуги, причем все более и более успешно: за последние четыре года их доля в общей выручке выросла в 7,5 раза. Из отчетов для акционеров можно сделать вывод, что дальше эта цифра будет только расти.
В 2018 году для компании станет как минимум сегмент бизнеса больше, так как банк начнет продажи сим-карт оператора Тинькофф Мобайл. Есть ли перспективы у банка в этой сфере? И сможет ли запуск мобильного оператора значительно увеличить оценочную стоимость компании?
Менеджмент
Судя по результатам работы банка, он достаточно эффективно управляется. Даже в сложный для банковского сектора период 2014 и 2015 годов он сумел получить прибыль и показать неплохой ROE по итогам года.
Возможности рынка
Скорее всего, противопоставляя себя «большой тройке», Олег Тиньков хочет повторить успех Связной Мобайл, который к концу 2014 года имел более 700 тыс. абонентов, и YOTA, абонентская база которой в 2015-м насчитывала почти 2 млн абонентов. У Tele2, чью инфраструктуру намерен использовать Тинькофф Банк, в начале 2017 года 2,5 млн абонентов было только в Москве.
Продукт
Главным конкурентом Тинькофф Мобайл выступит крупнейший MVNO на данный момент - YOTA, использующая инфраструктуру Мегафона. По цене тарифы Тинькофф Мобайл немного ниже, чем у YOTA. Минимальный пакет в 200 минут и 2 гб обойдется в 298 руб., тогда как у YOTA такой же пакет в Москве обойдется в 370 руб. Безлимитный тариф также выгоднее у Тинькофф - 2047 руб. против 2900 руб. за 5000 минут и 30 Гб у YOTA.
Привлечение клиентов
Судя по отчету за 3-й квартал 2017 года, у Тинькофф банка чуть больше 2,4 млн клиентов. Из них 800 тыс., по данным за 2016 год, пользуются мобильным банком хотя бы раз в месяц. Именно их Тинькофф и рассчитывает привлечь в качестве абонентов в первую очередь. Также банк имеет обширные возможности рекламы на телевидении и в Интернете. Помимо этого симки будут распространяться через фирменные стойки в торговых центрах.
Прогнозы
С привлекательными тарифами, существующей базой клиентов, а также возможностями для рекламы Тинькофф Мобайл вполне может стать успешным направлением бизнеса компании, и сформировать базу от 700 тыс. до 2 млн абонентов за следующие пять лет. Учитывая, что средняя выручка с одного активного пользователя сети составляет за последние годы составляла 390 руб., новое направление может обеспечить от 3 млрд до 10 млрд руб. выручки в год.
Оценка
Исходя из консервативного прогноза абонентской базы в размере 700 тыс. (как у Связного в 2014 году), я предположил, что на этот уровень банк будет выходить постепенно в течение пять лет, а дальше выручка будет расти в среднем на уровне инфляции (4%).
Так как Тинькофф Банк отличает надежность и эффективный менеджмент ставку дисконтирования для него можно установить на уровне 10,17% (средняя ставка по ОФЗ: +3%).
Средняя маржинальность продуктов банка (чистая прибыль к выручке) за последние пять лет составляет 21%.
Таким образом, мобильный сегмент повысит капитализацию банка как минимум на 62 цента на акцию. По текущему курсу это около 3% от рыночной стоимости банка.
Много это или мало? Даже при консервативных расчетах, выручка Тинькофф Мобайл потенциально сравнима с текущей выручкой от страховых премий. К тому же, скорее всего, прогнозы менеджмента выше представленных в моем посте.
Не стоит забывать, что запуск Тинькофф Мобайл может не оказать мгновенного значительного влияния на стоимость акций банка. Однако в случае успеха новое направление бизнеса может повысить оценку банка инвесторами за счет диверсификации и способности менеджмента видеть возможности там, где их не видят прямые конкуренты.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/25201/posts/78833