Возвращение Ирана на Великий Шелковый путь
Снятие санкций с Ирана открывает гораздо больше бизнес-возможностей, нежели добыча и поставка углеводородов. Процесс реинтеграции страны с мировую экономическую систему начался именно с этого, но он неизбежно затронет и смежные сферы, не связанные с нефтегазовой отраслью направления.
Что еще сегодня может предложить на внешнем рынке вторая после Саудовской Аравии экономика Ближнего Востока? Во-первых, различную пластиковую продукцию в виде сырья или готовых изделий. По данным World’s Top Exports, в 2014 году Иран экспортировал пластика, полиэтилена и полимеров более чем на $3 млрд, что составляет 5% от всего объема экспорта. Впрочем, это неудивительно для страны с высокоразвитым нефтяным сектором. Следующей весомой статьей доходов от внешнеэкономической деятельности для Ирана является продажа химикатов. Такие компании, как Pishro Chemical Co. Ltd., успешно торгуют в регионе и за его пределами металлическими стеаратами, жидкими и твердыми стабилизаторами. Точки быстрого роста экспорта — металлические руды, железо, сталь, хром.
Также увеличиваются объемы поставки из Ирана органических удобрений и сельхозпродукции. Но если позитивный тренд не изменится, то через несколько лет на мировом рынке может появиться и вполне конкурентоспособное технологичное и высокотехнологичное иранское оборудование. Западные инвесторы и молодые иранские предприниматели активно изучают возможности создания совместных предприятий и внедрения ноу-хау, а индекс уровня образования в исламской республике один из самых высоких на Ближнем Востоке. В обозримом будущем товары из Ирана имеют большие шансы потеснить в Европе китайские.
Однако для научно-производственного рывка во всех прочих отраслях, кроме традиционно сильных атомной и добывающей, экономика страны должна пройти фазу наполнения финансами и импортом.
Прогресс в переговорах по иранской ядерной программе быстро отразился на ввозе в страну американских автомобилей. Недавно Тегеран официально лицензировал импорт двух моделей Chevrolet — Aveo и Trax корейской сборки. Хотя еще буквально два месяца до этого министр торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде, поддерживая письмо от верховного лидера Али Хаменеи, призвал к стимулированию национальной экономики через запрет на ввоз продукции таких американских гигантов, как Coca-Cola, Nike и Apple, а на улицах иранской столицы прошли пропагандистские антиамериканские акции .
По оценкам специалистов, иранский рынок компьютерной техники имеет беспрецедентный потенциал роста и может за четыре года увеличиться почти на 40% — с $9,5 млрд до $13 млрд. Через свои дочерние компании детальное изучение спроса и поиск дилеров в Иране уже начали HP, Palo Alto и Lenovo Group Ltd. Переговоры с будущими иранскими дистрибьюторами ведет и Apple Inc. Компания рассматривает возможность вывода на рынок всего своего модельного ряда десктопов, ноутбуков, iPad и iPhone. Процесс несколько затягивается по причине недостаточно проработанных механизмов защиты интеллектуальной собственности в иранской IT-сфере. Учитывая уровень доходов населения, высокий процент образованной молодежи и растущее количество шоппинг-молов западного типа в таких городах, как Тегеран, Мешхед, Исфахан, Карадж, Тебриз, перспективным представляется вариант открытия корпорацией в Иране сети собственных магазинов Apple Store. Два первых ближневосточных Apple Store уже были открыты в Дубае и Абу-Даби в 2015 году.
Российский бизнес, исторически более дружественный и близкий Ирану с географической точки зрения, в текущей ситуации оказывается в очень выигрышном положении. Кроме того, в Иране есть семь свободных экономических зон, где предоставляются полные налоговые каникулы сроком на 20 лет. Отечественные высокие технологии, программное обеспечение, товары широкого потребления, испытывающие высокое конкурентное давление и влияние кризиса на российском рынке, могут найти своих лояльных покупателей и дилеров в Иране. Потребности республики в высокоточном и медицинском оборудовании, промышленных комплектующих, фармацевтике, косметике очень высоки, и в контексте общего подъема экономики будут только увеличиваться. Хороший пример адаптации своей продукции под новый рынок продемонстрировал АПХ Мираторг: в январе текущего года он получил официальную лицензию Тегерана на поставку говядины стандарта «халяль».
Выход исламской республики из международной изоляции неизбежно приведет к усилению входящего информационного потока, что для страны, живущей по законам шариата, означает высокую потребность в защите от сомнительного контента. Российские разработчики могли бы поставлять в Иран соответствующие программные решения или даже совместно с иранскими и западными партнерами создать социальную сеть и мессенджер, отвечающие этическим требованиям шиитского государства.
Конечно, открывая двери зарубежным игрокам, Иран предпримет дополнительные меры по защите собственного производства. Например, компании, осуществляющие экспорт в Иран металлургической продукции, уже столкнулись с повышением пошлин в среднем на 5-17%. Но в целом на преимущества ведения бизнеса с Ираном это сильно не повлияет.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/25001/posts/67364