Валютная лихорадка возвращается без потребительской активности
На днях курсы доллара и евро побили многомесячные рекорды, достигнув уровня в 70,75 руб. и 81,15 руб. соответственно. Мы помним, как 18 декабря 2014 года евро впервые превысил отметку в 80 руб., а вот цена доллара лишь в далеком 1998 году при деноминации рубля достигала столь внушительных значений на закрытии торгового дня. Однако на этот раз вряд ли стоит ожидать покупательского ажиотажа, подобно прошлогоднему. Напомню, в декабре общие розничные продажи в России увеличились на 5,3% в годовом выражении, а по отношению к ноябрю 2014 года и вовсе подскочили на внушительные 23,6%. Сейчас же ослабление рубля вновь повысило степень заинтересованности россиян в различного рода покупках, однако полноценной реализации спроса не ожидается, ведь на этот раз у людей нет сбережений, сравнимых с концом 2014 года, тем более после сезона отпусков.
Многие онлайн-магазины все же отметили некий всплеск покупательской активности. Так, Яндекс.Маркет в понедельник, 24 августа, зафиксировал существенный рост переходов на интернет-ресурсы по определенным видам товаров по сравнению с началом прошлой недели. Бытовой техникой интересовалось на 11,9% посетителей больше, электроникой — на 5,3%, в категории «Все для офиса» также было отмечено повышение количества переходов на 5,2%. Однако подобный рост вполне может быть обусловлен грядущим началом учебного года, так что делать преждевременные выводы, пожалуй, не стоит.
Ozon также подтвердил увеличение дневных продаж электроники на 50% по сравнению с показателями последних недель, когда оборот обычно рос в среднем на 35%. Причиной такого всплеска стал высокий сезон, активная телереклама и выгодные цены, которые намеренно не завышались по сравнению с конкурентами.
Конечно, нельзя исключать роста потребительской активности в виду желания россиян сохранить свои сбережения, поскольку уже к концу этой недели цены неизбежно вырастут, о чем поставщики активно предупреждают ритейлеров. Это вполне может стать толчком для клиентов к скорейшему совершению покупок, а, соответственно, и к росту продаж. Но пока это лишь прогнозы, ведь на сегодняшний день особого ажиотажа не наблюдается. Так, несмотря на ожидаемый рост стоимости гаджетов в связи с активным ростом валютных курсов, люди не спешат совершать покупки устройств. IKEA также не наблюдает особого всплеска потребительского интереса, утверждая, что он вполне сопоставим с концом прошлого лета, и если какой-то рост и имеется, то связан он в большей степени с высоким сезоном в преддверии начала учебного года, а не с падением рубля.
Не стал исключением и продавец легковых автомобилей «Панавто», отметивший снижение покупательской способности, даже несмотря на небольшой рост посещений салона. На сегодняшний день многие не готовы к столь дорогим покупкам, а небольшая часть потенциальных покупателей просто решила подождать еще большего ослабления рубля в надежде выиграть на разнице курсов.
В туристическом бизнесе в связи с ослаблением рубля также сложилась далеко не радужная ситуация, ведь помимо резкого снижения продаж зарубежных туров был отмечен даже отказ от уже частично оплаченных путевок. Так, многие клиенты, которые после предоплаты должны были внести оставшуюся часть суммы, любыми путями пытаются отказаться от путевок, чтобы избежать непредвиденных дополнительных трат из-за курсовых разниц.
Таким образом, вряд ли российскому рынку услуг стоит ожидать какого-то особенного наплыва покупателей и клиентов, ведь они еще с конца 2014 года успели привыкнуть к подобным скачкам курсов, у большинства из них все накопления уже давно переведены в товары, валюту или вовсе размещены на срочных депозитах. К тому же многие россияне в ожидании экономического подъема, который привычно следует за резким спадом, не спешат приобретать дорогостоящие товары, а предпочитают направлять свои средства в подешевевшие активы (в частности, очень недооцененные российские акции).
Теперь все зависит от того, как дальше будут развиваться события. Возможно, после закрепления курса доллара выше 70 руб. люди поспешат в банки забирать свои рублевые депозиты для приобретения валюты и совершения крупных покупок, однако это вовсе не означает, что к концу года мы не увидим значение «американца» на уровне 80, 90 или даже 100 руб. В валютной гонке населению участвовать категорически не рекомендуется, почти наверняка это будет игра с отрицательным математическим ожиданием, большим стрессом и несбывшимися мечтами о золотых горах.
Популярная нынче идея запасаться впрок ненужной бытовой техникой тоже является спорным вариантом. Мало того, что три холодильника и четыре телевизора в доме еще никому не принесли пользы, так еще и моральное старение будет с каждым годом лишь обесценивать купленную электронику, в этом можно даже не сомневаться. Куда более перспективной выглядит идея покупки акций М.Видео, которые не только сулят привлекательную доходность в долгосрочной перспективе (см.сравнение мультипликаторов), но и ежегодно радуют весьма щедрыми дивидендами, порой даже с двузначной доходностью.
Рекомендация по акциям М.Видео — «покупать». Потенциал роста — более 100%.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/61537