У Дикси все идет по плану
Дикси отчиталась о промежуточных результатах за 1-е полугодие 2015 года. Компании удалось даже на фоне высокой базы прошлого года значительно нарастить выручку, которая прибавила 23% и достигла значения 131,6 млрд руб.
Рост выручки обоснован несколькими причинами. Дикси нарастила число магазинов — в общей сложности за 1-е полугодие компания открыла 271 нетто-магазин. Таким образом, общее количество магазинов на конец 1-го полугодия составило 2 466 единиц. Из них часть площадей находится в собственности Дикси, часть — в аренде с оптимальным расположением торговой точки. Кроме того, рост числа торговых площадей составил 25%. За 1-е полугодие компания также продемонстрировала увеличение LFL продаж на 6,7% за счет роста среднего чека на 9,5% (благодаря ускорению инфляции на продовольственные товары). Рост среднего чека позволил компенсировать снижение количества чеков на 2,6% (см. табл. динамика сопоставимых продаж за 6 месяцев 2015 года). В целом, группа компаний Дикси сконцентрирована на формате магазинов «у дома» — Дикси и Виктория, но при этом также оперирует в формате супермаркетов.
При этом себестоимость Дикси росла опережающими темпами (25%, 93,3 млрд руб.), что обусловлено инвестициями в цены для сохранения роста трафика, потерями от продуктовой категории «фреш» и ростом транспортных расходов.
Однако, несмотря на превышающий темп роста себестоимости над выручкой, компании удалось нарастить валовую прибыль до 38,3 млрд руб., прирост за 1-е полугодие составил 18%. Рентабельность валовой прибыли показала 30%.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились практически на 25%, до 35,1 млрд руб., в основном за счет роста расходов на аренду площадей (расширение арендуемых площадей) и роста расходов на персонал (исторически компании-ритейлеры являются крупнейшими работодателями в России, а у Дикси к тому же наблюдается высокая текучесть кадров).
Таким образом, операционная прибыль за период составила 3,2 млрд руб., что на 26% ниже показателей прошлого года. Рентабельность операционной прибыли снизилась до 2,44% (в 1-м полугодии значение составляло 4%).
Компания получила чистую прибыль в размере 807 млн руб. Однако при сравнении с показателями годом ранее динамика чистой прибыли отрицательна (за 1-е полугодие 2014 года чистая прибыль составила практически 2 млрд руб.).
Учитывая, что Дикси имеет значительные расходы на аренду, следует анализировать показатель EBITDAR. За 1-е полугодие 2015-го EBITDAR Дикси составил 15,4 млрд руб., а годом ранее — 13,6 млрд руб. Рентабельность EBITDAR снизилась с 12,7% за 2014-й до 11,7% за 2015 год. Однако показатели маржинальности бизнеса остаются весьма неплохими.
При этом Дикси нарастила долговую нагрузку на 17%, если сравнивать с концом 2014 года. Значение долга на 30 июня достигло практически 32,5 млрд руб. Из них около 80% — долгосрочные заимствования. Показатель долговой нагрузки чистого долга/EBITDAR на конец 1-го полугодия составил 2x. Для сравнения: на конец 2014 года он насчитывал 1,8x. Тем самым, показатель лежит в комфортном диапазоне, и в дальнейшем банки, на мой взгляд, будут активно финансировать компанию в случае необходимости, так как интервал наращивания долга остается.
За 6 месяцев компания значительно снизила денежный поток от операционной деятельности — до 4,4 млрд руб. против 7,5 млрд руб. годом ранее. Это вызвано сокращением прибыли за период и наращиванием инвестиций в оборотный капитал. В целом, за период наблюдаем отрицательный чистый оборотный капитал в размере 2,9 млрд руб. При этом необходимость в собственных средствах в соответствии с размером запасов составляет 16,4 млрд руб. Тем самым, недостаток финансирования оборотных активов составляет 13,5 млрд руб. Снижение оборотного капитала обосновано большим объемом инвестиционных вложений (расширение сети магазинов и торговых площадей).
Капитальные затраты Дикси за анализируемый период составили около 4,3 млрд руб.
Таким образом, чистый денежный поток за 1-е полугодие достиг 100 млн руб., что является не очень высоким показателем, учитывая высокий уровень капитальных вложений и инвестиций в оборотный капитал.
Стабильный менеджмент Дикси (Илья Якубсон и другие члены правления оперируют компанией более 6 лет) и прирост операционных и финансовых показателей можно оценить как позитивный триггер. Более того, под руководством текущего CEO как раз и произошла успешная интеграция сети «Виктория».
Инвестиционная оценка:
Компания |
EV/EBITDA |
Dixy |
7,5 |
Lenta |
8,6 |
Magnit |
14,16 |
X5 Retail Group |
13,68 |
Tesco PLC |
8,53 |
Shoprite Holdings Li... |
9,18 |
Wm Morrison Supermar... |
7,56 |
Ingles Markets Inc. |
9,45 |
Yaoko Co., Ltd. |
12,6 |
среднее |
9,315 |
Компания Дикси на фоне российских конкурентов торгуется со значительным дисконтом в размере 33%, EV/EBITDA насчитывает 7,5x. При сравнении с компаниями-аналогами как российскими, так и зарубежными Дикси торгуется с меньшим дисконтом в размере 20% и остается недооцененной рынком.
Поскольку компания оперирует в большей своей части в низком ценовом сегменте (сегмент Дикси), то снижение покупательской способности населения не сильно сказывается на ее результатах — продуктовый ритейл в данном случае защищен, поскольку продукты являются товаром первой необходимости. Потребление не снижается, ведь есть определенная планка потребления на человека — 200 килокалорий. Возможно, происходит изменение товарных предпочтений в пользу более дешевых брендов, но в целом человек продолжает потреблять заданное количество килокалорий.
Компания оперирует под разными форматами (как магазины у дома, дискаунтеры, так и форматы коробки). У нее произошла удачная интеграция с брендом «Виктория». Есть потенциал роста рынка. Имеется возможность наращивания присутствия в регионах (с сопутствующими высокими капвложениями в дистрибуционные центры и логистические сети). Что касается действий со стороны государства, то принятый закон о торговле, лимитированное значение бонусов от поставщиков и мораторий роста цен на некоторые категории товаров можно оценить как негатив для эффективного оперирования ритейла.
В целом, Дикси демонстрирует позитивные финансовые и операционные показатели: стабильный рост выручки, приемлемый уровень рентабельности (на фоне активных инвествложений), консервативную долговую политику, рост сопоставимых продаж, наращивание числа магазинов и площадей, расширение товарных матриц. Более того, компания торгуется со значительным дисконтом.
Таким образом, рекомендация по бумагам эмитента — «покупать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24526/posts/61714