Три причины избавиться от акций КАМАЗа
После нескольких лет неудач КАМАЗ, похоже, увидел свет в конце тоннеля. Об этом, в частности свидетельствует увеличение объема продаж 2016 году на 21%, до 34, 323 тыс. единиц, а также расширение доли на рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн на 5 п.п., до 56%. Около 80% продаж КАМАЗа по-прежнему приходится на внутренний рынок. Здесь объем реализации за прошлый год увеличился на 25%, до 28, 122 тыс. Зарубежные продажи при этом поднялись всего на 6%, до 6,201 тыс. Я объясняю это расхождение тем, что отечественный рынок получил поддержку от госпрограмм стимулирования спроса.
На фоне довольно сильных операционных результатов выручка автоконцерна по МСФО после трех лет спада повысилась на 37%, достигнув рекордных 133,5 млрд руб. Основной доход КАМАЗу, как всегда, принесла реализация грузовых автомобилей, которая по итогам минувшего года поднялась на 41,8%, до 93,8 млрд руб., благодаря упомянутому увеличению продаж, а также сопоставимому росту цен на данную продукцию. Продажи запчастей увеличились примерно на четверть, до 18,4 млрд руб. Схожая динамика зафиксирована и в сегменте реализации автобусов, прицепной техники и автобетоносмесителей, на которых компания заработала 10,3 млрд руб.
Приятно удивила себестоимость реализации, рост которой оказался заметно ниже, чем рост выручки: показатель поднялся на 32,2%, до 118,5 млрд руб. Мероприятия по импортозамещению автокомпонентов, повышению производительности труда и снижению издержек сделали свое дело, и в результате валовая прибыль КАМАЗа практически удвоилась и составила 15,0 млрд руб. Также компания получила 2,47 млрд руб. операционной прибыли после прошлогодних убытков. Заметно — с 16 млн до 670 млн — поднялась прибыль от участия в совместных предприятиях.