Транснефть: только хорошие новости
На встрече присутствовало высшее руководство Транснефти, включая президента компании Николая Токарева, а также ведущие аналитики сектора и представители профильных институтов. В ходе совещания представители компании сделали ряд заявлений, способных оказать влияние на фундаментальную оценку компании инвесторами.
Мощность ВСТО на первом этапе составит 30 млн тонн нефти в год, в дальнейшем она будет увеличена до 50 млн тонн. Причем строительство дополнительных НПС позволит нарастить мощность трубопровода до 80 млн тонн нефти в год. В перспективе ожидается увеличение мощности СМНП Козьмино. Транснефть не планирует полностью отказываться от резервных мощностей по доставке нефти в направлении Козьмино железнодорожным транспортом, несмотря на то, что полноценный запуск нефтепровода позволяет компании существенно сократить расходы на транспортировку сырья по железной дороге и увеличить операционную рентабельность на 3-4%.
Таким образом, с запуском ВСТО значительно вырастает экспортный потенциал российской нефтетранспортной системы. Характеристики трубопровода позволят в перспективе увеличить поставки нефти на уже действующие предприятия (Хабаровский НПЗ НК Альянс и Комсомольский НПЗ Роснефти) и планируемые к строительству НПЗ на Дальнем Востоке без ущерба для объемов экспорта в страны АТР. По словам президента компании, Китай уже изъявил желание в обозримом будущем покупать до 50 млн тонн российской нефти ежегодно.
Восточное направление весьма перспективно для российских нефтяных компаний, так как позволяет реализовывать нефть сорта ВСТО на растущий рынок сбыта дороже, чем более сернистую Urals. На нефть ВСТО цена устанавливается исходя из привязки к котировкам сорта Дубай. В 2012 году ВСТО была дороже сорта Дубай более чем на $4 за баррель, что подразумевает премию и к цене Urals.
Подобная ситуация не может не беспокоить европейские страны, которые, по словам Токарева, предложили компании отчитаться о безопасности европейских поставок нефти в Брюсселе в связи с появлением новых маршрутов экспорта данного сырья. Однако, на мой взгляд, риска существенного сокращения поставок в Европу нет, так как премия за сорт ВСТО обусловлена ее более высоким качеством. Также тарифы Транснефти на прокачку нефти в различных направлениях экспорта зависят от netback-цены реализации у разных компаний, что помогает в определенной степени управлять потоками сырья, идущего за рубеж. К тому же ряд российских нефтяных компаний (Роснефть, Лукойл, Газпром нефть) имеют перерабатывающие мощности в Европе.
Выгода для Транснефти от увеличения экспортных поставок, очевидно, заключается лишь в росте выручки от транспортировки сырья, но отнюдь не в участии в схемах подобных той, по которой компания закупает у Роснефти 6 млн тонн углеводородов для поставки в Китай. По моим расчетам, если рентабельность этих операций составляла порядка 1%, то после предоставления скидки на нефть она приблизилась к нулю, что подтвердил и представитель Транснефти. В целом запуск ВСТО крайне положителен для компании, и по мере роста добычи и переработки в России, а также реализации программ по увеличению мощности нефтетранспортной системы это событие благоприятно скажется на финансовых показателях Транснефти.
Целевая цена по акциям Транснефти составляет 55,9 тыс. руб., рекомендация — «держать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/572/posts/24209