Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

S&P500 заходит на посадку

напечатать

23 дек 09:57

В этом году американский рынок акций не порадовал инвесторов предрождественским ралли. Надежды на то, что управляющие фондов постараются вытянуть индексы выше уровня закрытия прошлого года, не сбылись. Главный индикатор фондового рынка США S&P 500, похоже, завершит 2015 год в «красной зоне», снизившись примерно на 2% по итогам прошедших двенадцати месяцев. А между тем на повестке дня уже стоит другой вопрос: какой динамики ожидать от американского рынка в начале следующего года.

Ровно неделю назад, 16 декабря, ФРС решилась на первое с 2006 года повышение ключевой процентной ставки. Первоначальная реакция фондового рынка на это решение была позитивной. Очевидно, инвесторы восприняли первый шаг Федрезерва к нормализации ставок как признак уверенности центробанка в перспективах национальной экономики. Да и как еще можно трактовать это решение, если принято оно было единогласно и сопровождалось заявлением о намерениях в течение следующего года повысить ставку еще на 100 б.п.? (Речь идет о четырех повышениях ставки на 25 б.п. в течение года.)

Однако не слишком ли оптимистично выглядят эти анонсы руководства ФРС в то время, когда остальные ведущие центробанки склоняются не к ужесточению, а к смягчению своей денежно-кредитной политики? Из истории хорошо известно, что руководство американского регулятора неоднократно совершало ошибку, воспринимая действительность чересчур позитивно. Последний пример такого рода ошибки мы наблюдали в этом году. В начале 2015-го Федрезерв планировал начать рестрикцию на июньском заседании, однако экономические реалии вынудили его отложить этот шаг до декабря.

Похоже, Джанет Йеллен и ее коллегам придется корректировать свои планы и в 2016 году. Во всяком случае на такие мысли меня наводит динамика некоторых американских макроэкономических индикаторов.

Если судить по уровню безработицы и базовой потребительской инфляции, главным индикаторам, на которые ориентируется ФРС, то действительно складывается впечатление, что дела в американской экономике идут очень хорошо. Безработица находится на минимальном с 2008 года уровне 5%, а инфляция, если судить по базовому индексу потребительских цен (Core CPI), в ноябре достигла целевого уровня ФРС 2%. Однако есть и другие индикаторы. И их динамика настораживает.

Начну с промышленности. В принципе, слабость промышленного производства в США в этом году ни для кого не была секретом. Причины этого: сильный доллар, слабость мировой экономики и, как следствие, откровенно плохие показатели американского экспорта, объемы которого падали в течение всего года и в октябре скатились к трехлетним минимумам. Обо всем этом неоднократно говорила Джанет Йеллен. Плохо, что пока нет повода ожидать улучшений в этой сфере. В ноябре индекс менеджеров по снабжению в производственном секторе, публикуемый ISM, снизился в пятый раз подряд и достиг минимального с 2009 года уровня 48,6 пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Впрочем, ни промышленное производство, ни экспорт не играют главных ролей в американской экономике, ориентированной главным образом на внутреннего потребителя. Проблема в том, что потребительские расходы, похоже, тоже начинают замедляться. В ноябре индекс потребительского доверия населения США снизился до минимального за 2015 год уровня 90,4 пункта, причем снижение отмечалось второй месяц подряд. Ухудшение настроений потребителей сразу же отразилось на розничных продажах: их рост в годовом выражении также замедлялся два месяца подряд, в ноябре составив лишь 1,4% г/г (минимум с апреля). Почувствовал изменение потребительских настроений и сектор услуг, на который в Штатах приходится две трети потребительских расходов. Предварительные данные по индексу менеджеров по снабжению (PMI) сферы услуг от Markit в декабре также оказались самыми низкими в текущем году: показатель составил 53,7 пункта, причем ожидания относительно перспектив этого сектора ухудшились до минимумов почти за пять лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Падение PMI сферы услуг в район 54 пунктов — важный знак. Данный индекс уже опускался в этот район в феврале прошлого года и на рубеже 2014-2015 годов. В результате и в 2014-м, и в 2015-м рост ВВП в 1-м квартале был очень слабым (-0,9% г/г и +0,6% г/г соответственно). На этот раз, на мой взгляд, есть реальный риск получить разочаровывающий результат по итогам 4-го квартала (на уровне 0,9-1,1% г/г). Но что это будет означать для фондового рынка США?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сейчас на рынке существуют довольно сильные ожидания по поводу второго повышения ставок ФРС на мартовском заседании. Вероятность этого события составляет порядка 45%, если судить по фьючерсам на ставку по федеральным фондам. К дате следующего заседания предварительные данные по росту ВВП в 4-м квартале уже будут известны. Осмелюсь предположить, что рынок, разочарованный этими данными, будет с большой тревогой ожидать мартовского заседания, опасаясь, как бы Федрезерв своими регулярными повышениями ставок не повредил росту экономики еще больше. Проблема в том, что в этой ситуации даже решение центробанка не повышать ставку, скорее всего, все равно вызовет снижение фондовых индексов, поскольку будет воспринято как знак того, что ФРС утратила оптимизм относительно перспектив национальной экономики.

Таким образом, в 1-м квартале следующего года (скорее всего, в марте) я ожидаю снижения индекса S&P500 в район минимумов 2015 года — к 1870 пунктов с попыткой их тестирования. Удастся ли «медведям» продавить индекс еще ниже, пока сказать трудно. Как бы то ни было, от отметок выше 2000 пунктов можно открывать короткие позиции в расчете на реализацию рассмотренного нами сценария.

Инвестировать в индекс широкого рынка США можно через приобретение бумаг специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.

Источник: http://investcafe.ru/blogs/11925/posts/64995

Добавить комментарий