Сеть О’Кей откатилась на восемь лет назад
Одна из крупнейших российских продуктовых розничных сетей О‘кей раскрыла финансовые результаты за 2015 год, продемонстрировав самый низкий темп прироста выручки с 2007-го.
Торговая площадь ритейлера за прошлый год была расширена на 7,4%, до 593 тыс. кв. м. Помимо 35 дискаунтеров Да! было открыто два гипермаркета и один супермаркет, также были запущены онлайн-продажи с полным ассортиментом гипермаркета в Москве и Санкт-Петербурге. В итоге на конец 2015 года О‘Кей располагала 146 магазинами.
Несмотря на снижение покупательской активности в минувшем году из-за падения реальных доходов населения, ритейлеру все же удалось нарастить выручку на 6,9%, до 162,5 млрд руб., благодаря расширению торговых площадей, запуску интернет-магазина, пополнению ассортимента востребованными товарами по привлекательным ценам, а также регулярным промоакциям. На этом фоне общий трафик увеличился на 7,2% при снижении среднего чека на 0,4%, а без учета дискаунтеров трафик повысился на 6,2% при росте среднего чека на скромные 0,2%. Доход компании по сопоставимым магазинам (LFL) повысился на 0,6%, средний чек (LFL) — на 1,3%, а LFL-трафик уменьшился на 0,7%.
Несмотря на положительную динамику доходов компании, темпы его прироста оказались самыми низкими, начиная с 2007 года. На фоне увеличившейся на 8,2% себестоимости продаж неудивительно, что валовая прибыль ритейлера поднялась лишь на 3,1% и оказалась равна 38,4 млрд руб.
Общие, коммерческие и административные расходы увеличились на 11%, до 32 млрд руб., что стало следствием затрат на открытие новых магазинов и инфляционного давления. Негативное влияние на данный показатель оказал и рост операционных расходов в 126 млн руб. по причине признания убытка от закрытия магазинов или реализации активов ритейлера, частично компенсированного доходами от продажи объектов недвижимости. В результате операционная прибыль компании сократилась на 31,7%, до 5,8 млрд руб.
Чистая прибыль О’Кей обвалилась почти втрое, недотянув даже до 2 млрд руб. Столь печальные финансовые результаты стали логичным следствием повышения затрат на развитие, товарных потерь вследствие торгового эмбарго, а также убытков от курсовых разниц. (У ритейлера есть долларовые кредиты, объем которых в рублевом эквиваленте серьезно увеличился.)
EBITDA, упала на 10,3%, едва удержавшись выше 10 млрд руб., рентабельность по ней снизилась на 1,2 п.п. — с 7,4% до 6,2%. Хотя чистый долг компании снизился до 25,8 млрд руб., соотношение между ним и EBITDA выросло с 2,3х до 2,6х.
Безусловно, высокая долговая нагрузка поставила компанию в крайне невыгодное положение, поскольку в непростой экономической ситуации О‘Кей нуждается в изменении бизнес-модели, однако слишком высокий уровень долга препятствует направлению на это необходимых инвестиций. Об этом свидетельствует и продажа ритейлером своих активов. В конце прошлого года Лента купила у него несколько земельных участков и зданий гипермаркетов. Средства от этих вынужденных сделок сеть О’Кей направила на погашение долгов, и это достаточно показательно.
На этом внутрикорпоративном фоне, а также с учетом сложной макроэкономической ситуации в стране и сохранения высоких процентных ставок вряд ли стоит ожидать заметного улучшения финансовых показателей компании в обозримом будущем. Несмотря на то, что по мультипликатору P/E акции О’Кей серьезно недооценены по сравнению с бумагами отечественных и зарубежных аналогов, желающим вложиться в российский ритейл стоит отдать предпочтение бумагам Магнита или Ленты. Эти компании демонстрируют более мягкое снижение финансовых показателей, а также менее подвержены давлению продовольственного эмбарго в ответ России на санкции.
Рекомендация по акциям О’Кей — «держать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/67725