С новым законом российским ритейлерам станет сложнее
В связи с принятыми Госдумой поправками к закону «О торговле» жизнь ритейлеров заметно усложнится. А дело все в том, что эти поправки подразумевают двукратное снижение размера бонусов, которые поставщики предоставляют ритейлерам — до 5% от стоимости поставленного товара, по сравнению с предыдущими 10%, но с учетом услуг по логистике и без размера акцизы. Помимо всего прочего, эти изменения затрагивают также и сроки расчетов сетей с поставщиками. Теперь, к примеру, по товарам со сроком годности менее 10 дней расчет должен осуществляться не более, чем в течение восьми дней. Ко всему прочему, согласно принятым поправкам, запрещается использование договора комиссии между ритейлерами и поставщиками.
Для официального вступления закона в силу осталось лишь получить одобрение Совета Федерации и подписать его у президента, после чего с 20 июля он будет официально принят, обязав всех ритейлеров в течение полугода переоформить договора с поставщиками.
Первоначальная версия законопроекта несколько отличалась от окончательно одобренной, предполагая более мягкие условия по ограничению максимального размера бонуса и запрет на включение в договор любых дополнительных комиссионных вознаграждений. Теперь же, в случае принятия последней версии законопроекта, розничные сети для сохранения прежнего уровня цен будут вынуждены настаивать на снижении цен поставщиков, либо частично компенсировать их за счет своей маржи. Уже сейчас очевидно, что основной удар примут на себя мелкие и средние поставщики, вследствие ограничения своих возможностей по продвижению товаров, тогда как крупные ритейлеры, напротив, смогут повысить продажи продукции под собственными брендами. К тому же управление расходами и издержками у крупных торговых сетей по определению лучше, что дает возможность некоторой компенсации новых ограничений за счет большей закупочной силы, чего не скажешь о их мелких и средних собратьях. Однако это стоит рассматривать в долгосрочной перспективе, а если говорить о первоначальной реакции рынка, то она, скорее всего, будет негативной.
Сокращению сроков оплаты за поставленный товар, безусловно, могут порадоваться производители, поскольку это снизит их потребность в оборотных деньгах. В некотором смысле ограничение размера вознаграждения сети до 5% также является плюсом, поскольку это заставит ритейлеров тщательнее подходить к выбору своего наиболее продаваемого ассортимента, что вместо рекламных и прочих выплат обеспечит максимальную валовую торговую наценку.
Что касается поставщиков, то раньше они в борьбе за ритейлеров использовали бэк-маржу, т.е. выплаты от скидок, премий и т.д., теперь же с принятием нового законопроекта они лишаются данного инструмента конкуренции. При переходе поставщиков на фронт-маржу торговые сети станут требовать одинаковых условий для всех, а размер поставок у всех разный, что станет проблемой для большинства поставщиков, исключая производителей с большими рекламными бюджетами.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с большой долей вероятности предположить, что принятые поправки в закон о торговле вместо поддержки малого бизнеса, на которую изначально они были рассчитаны, приведут лишь к росту цен и определенному дефициту на полках, и, прежде всего, это будет касаться новинок из-за ограничения возможности продвижения товара в сетях со стороны локальных производителей. Недаром уже сейчас ритейлеры, правда, не без доли сарказма, советуют потребителям «запасаться продуктами» и ждать «перебоев в поставках». Складывается впечатление, что новая версия закона слабо учитывает интересы потребителя и за снижение бонусов поставщиков придется заплатить именно ему, а сети все равно найдут возможности брать эти платежи, потому что расставаться с доходами никто не захочет.
По оценке аналитиков, на адаптацию к новым требованиям торговым сетям потребуется не менее полугода, после чего можно будет рассчитывать на определенную стабилизацию в этом секторе. Учитывая ту плачевную ситуацию, в которой находится сейчас продовольственный розничный бизнес в России на фоне слабого потребительского спроса, а также достаточно спокойную первую реакцию фондового рынка на принятые поправки к закону о торговле, можно предположить, что весь негатив уже заложен в котировках отечественных ритейлеров.
Наибольшие риски эксперты сулят сетям О'Кей и Дикси, а вот подешевевшие акции Магнита, которые выглядят сейчас наиболее привлекательно, по сравнению со своими коллегами, и обладают неплохим потенциалом на длинном горизонте инвестирования, долгосрочным инвесторам уже сейчас есть смысл начинать аккуратно подбирать в свой портфель, рассчитывая на рост котировок в будущем. Фундаментально это сейчас более чем оправданно.
Совершить сделки по акциям компании вы сможете, открыв счет у одного из крупнейших и надежных брокеров страны. У него же вам предложат выгодные условия с открытием ИИС.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/71685