«Русская аквакультура»: ловись, рыбка, большая и маленькая!
Крупнейшая российская компания в секторе аквакультуры и дистрибуции рыбы и морепродуктов «Русская аквакультура» (до февраля 2015 года — группа «Русское море») отчиталась по МСФО о результатах своей финансовой деятельности в 2014 году.
Выручка компании, практически полностью приходящаяся на сегмент дистрибуции, за отчетный период выросла на 6,5%, до 19,22 млрд руб. Положительной динамике доходов не помешало даже падение продаж рыбы на 6,1%, до 148,3 тыс. тонн, — сказались существенный рост цен на рыбную продукцию в августе-декабре прошлого года после ввода экономических санкций в отношении стран Евросоюза и Северной Америки, а также девальвация рубля, которая дополнительно ускорила рост цен. Без этих факторов «Русская аквакультура» наверняка зафиксировала бы падение показателей выручки по итогам 2014 года, учитывая снижение мировых цен на глобальных рыбных рынках в течение 1-го полугодия после рекордных значений, показанных в декабре 2013 года при одновременном снижении объемов продаж.
Сегмент «Аквакультура», представляющий товарное производство рыбы, даже несмотря на пока еще символический вес в общей структуре доходов компании, отметил 2014 год первым в истории съемом и реализацией атлантического лосося, выращенного на собственных фермах в Баренцевом море. За 12 месяцев было выловлено и реализовано свыше 5 тыс. тонн собственной продукции, что в итоге очень положительно отразилось на показателе выручки в этом сегменте, которая после 139 млн руб. в 2013 году составила куда более весомые 1,517 млрд руб. Кстати, во многом благодаря этому операционная прибыль смогла перешагнуть через круглую отметку в 1 млрд руб. по итогам 2014 года. Среди других достижений сегмента «Аквакультура» можно отметить ввод в эксплуатацию цеха первичной обработки рыбы в Мурманской области мощностью до 70 тонн в сутки, а также приобретение сухогруза для доставки рыбного корма из Норвегии.
Однако показать чистую прибыль компании по итогам 2014 года не удалось сразу по ряду причин. Во-первых, уже набившие изрядную оскомину убытки от курсовых разниц составили почти 0,5 млрд руб. ввиду сильного ослабления рубля по сравнению с 48 млн руб. годом ранее — работа с поставщиками импортной продукции на условиях постоплаты вынуждала фиксировать отрицательную рублевую разницу между долгом на момент покупки и моментом оплаты. Во-вторых, переоценка рыбы в воде также отрицательно повлияла на финансовый результат компании, что связано с меньшим количеством товарной рыбы сегмента аквакультуры из-за ее вылова для последующей продажи. И, наконец, в-третьих, нужно отметить ещt и весьма существенное списание материальных запасов (порядка 243 млн руб.) в результате плохих погодных условий.
Все это привело к тому, что чистая прибыль по итогам 2013 года в размере 436 млн руб. сменилась сопоставимым убытком в 407 млн руб. Однако нужно понимать, что все представленные выше факторы — не что иное, как «бумажные убытки», не подкрепленные реальными потерями денег с баланса. Фактически компания отработала в ноль, имея при этом амбициозные планы по разведению рыбы с целевым объемом выращивания более 25 тыс. тонн красной рыбы, что позволит в будущем занять более 30% российского рынка охлажденной красной рыбы. Что касается сектора дистрибуции, включающего 19 филиалов и 13 торговых представительств, то уже на сегодняшний день «Русская аквакультура» уверенно занимает первое место по импорту охлажденной красной рыбы с долей рынка в 32,8% и налаженными каналами продаж.
Чистый долг компании вырос за год с 2,89 млрд до 4,86 млрд руб., заемные средства были направлены на финансирование затрат в сегменте «Аквакультура». При этом показатель чистый долг/OIBDA снизился с 6,3х до 5,1х соответственно, что является положительным моментом.
Несмотря на амбициозность планов руководства, в настоящий момент покупать акции компании могут только инвесторы, склонные к изрядному риску. Три убыточных года из четырех последних и достаточно высокая долговая нагрузка не позволяют рекомендовать вложения в ценные бумаги. Финансовые мультипликаторы тоже лишний раз указывают на это: среди известных компаний-аналогов в этом секторе лишь у «Русской аквакультуры» отрицательное значение P/E, из-за чего весь потенциал по мультипликатору P/S сводится к нулю.
Ну а пока лучше постоять в стороне и присмотреться, как покажет себя в будущем сегмент «Аквакультура», на который возлагаются большие надежды. И если изменения в лучшую сторону станут заметны и компания вновь начнет генерировать чистую прибыль, тогда можно будет пересмотреть свои взгляды.
Рекомендация по акциям «Русская аквакультура» — «продавать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/56734