Рубль крупно подставил Мегафон
Мегафон представил результаты по МСФО за 4-й квартал и весь 2014 год. Консолидированная выручка компании за 12 месяцев увеличилась на 5,9% г/г, до 314,8 млрд руб. При этом на российский рынок по-прежнему приходится 98,7% от всего оборота оператора.
Основной объем выручки Мегафона складывается за счет трех сегментов: услуг мобильной связи 85,4% и фиксированной связи 7,1% , а также продаж оборудования/аксессуаров 7,4%.
Выручка от предоставления услуг мобильной связи в 2014 году выросла на 4% г/г, до 269,5 млрд руб. Сегмент голосовых услуг переживает период стагнации ввиду усиления ценовой конкуренции на рынке, активного перехода абонентов на пакетные тарифы и отказа компании от продвижения тарифных планов, ориентированных на сезонных трудовых мигрантов. В то же время выручка от передачи данных сохраняет за собой статус одной из главных «точек роста». За год она увеличилась почти на треть, достигнув 67,2 млрд руб. Это произошло благодаря росту числа пользователей мобильной передачи данных на 12,2%, примерно до 28,3 млн. Активная маркетинговая политика, направленная на стимулирование пользования услугами связи в формате 4G и продажи мобильных устройств, поддерживающих этот формат, продолжает приносить свои плоды. Мегафон по-прежнему лидирует по емкости и покрытию сети 4G/LTE. Во многом это связано с приобретением Скартела в конце 2013 года.
Сегмент фиксированной связи также принес компании весьма неплохую выручку, составившую 22,2 млрд руб. и повысившуюся на 10,4% г/г. Достижению этого результата способствовало расширение портфеля государственных и корпоративных клиентов.
Выручка Мегафона от продажи оборудования и аксессуаров в прошлом году поднялась на 27,5%, до 23,1 млрд руб., благодаря активному продвижению кастомизированных устройств Мегафона через собственную розничную сеть. Развитие ритейла — отличный способ «привязать» клиента и повысить его лояльность. Свою лепту в общий результат внесли и продажи продукции Apple с высоким потреблением трафика передачи данных.
OIBDA операционный доход до вычета амортизационных отчислений оператора повысилась на 4,5% г/г, до 138,5 млрд руб., а рентабельность по этому показателю снизилась на незначительные 0,6% и составила 44%, что укладывается в прогнозы менеджмента. Этот результат можно объяснить увеличением долей низкомаржинальных фиксированной связи и розничного бизнеса, а также повышением расходов на обслуживание сети и платежей за радиочастоты в связи с расширением сети после покупки Скартела. Однако взвешенный подход к расходам на рекламу, сокращение дилерских комиссий и контроль за прочими операционными издержками позволили свести к минимуму негативные последствия для рентабельности.
Как бы то ни было, все достижения Мегафона перечеркиваются провальными показателями по чистой прибыли, которая по итогам 2014 года упала на 28,8% г/г, до 36,7 млрд руб. При этом в 4-м квартале прибыль обвалилась сразу на 72% кв/кв, до чисто символических для компании 2,8 млрд руб. Как вы уже могли догадаться, злую шутку с главным финансовым показателем сыграла девальвация рубля. Она же привела к нетто-убытку от курсовых разниц, который по итогам года составил внушительные 16,9 млрд руб. — в пять раз больше, чем годом ранее.
Поддержание высокого уровня качества связи и покрытия сети потребовало от компании дополнительного увеличения капитальных затрат, в результате чего консолидированный свободный денежный поток уменьшился за год на 14,7% — с 82,3 млрд до 70,2 млрд руб. Консолидированные CAPEX в 2014 году выросли на 19,8%, до 56,5 млрд руб., то есть 17,9% от консолидированной выручки.
Консолидированный чистый долг увеличился на 32,9 млрд руб., до 136,2 млрд руб. Основной причиной этого стали рефинансирование отложенного обязательства за приобретение Скартела, (этот долг был погашен в июле), а также рост задолженности в иностранной валюте из-за девальвации рубля.
В 2015 году компания планирует сохранить выручку на уровне прошлого года и достичь рентабельность по OIBDA не ниже 40%. При этом объем капительных затрат останется на предусмотренных бизнес-стратегией на 2013-2015 годы уровнях 165-180 млрд руб.
Несмотря на то, что Мегафон остается одной из наиболее привлекательных компаний в секторе, благодаря реализации успешной бизнес-модели, рост его котировок серьезно ограничен из-за девальвации рубля. Именно по этой причине произошло резкое увеличение долговой нагрузки компании, а также заметное ухудшение мультипликаторов P/E и P/S. И если первый из них в настоящий момент близок к среднему по отрасли, то второй переоценен на 30%.
Рекомендация по акциям Мегафон — «продавать». Целевая цена — 787 руб.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/55282