Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Российский публичный алкопром: и хочется, и колется

напечатать

31 июл 19:05



Однако, если смотреть на российский алкогольный бизнес глазами портфельного инвестора, то в настоящий момент на выбор имеется совсем мало инструментов. Среди производителей крепкого алкоголя – и вовсе один: ликеро-водочный холдинг Синергия.

Алкособытия-2009

Наблюдать за кархародоном* лучше всего глазами рыбки-лоцмана, говаривал мой знакомый дайвер. Сложно спорить с этим, поэтому перед тем, как погрузиться в изучение рыночной статистики, мне было интересно узнать, как вели себя на алкогольном рынке акулы бизнеса. По этому принципу я выделил три основных события 2009 года:

• Апрель-июль 2009. Сбербанк выигрывает иски против двух крупных производителей алкоголя - ООО «ГК Заводы Гросс» и ЗАО «Веда» - и получает право забрать заложенное имущество компаний за долги. Залогами по кредитам выступали, в основном, имущество, оборудование, недвижимость и земельные участки заводов. Стоимость этого имущества, по данным газеты КоммерсантЪ, оценивалась в 720 млн рублей.
• Июль-декабрь 2009. Польский производитель и дистрибьютор водки CEDC приобрел 100% акций крупнейшего российского производителя водки и ЛВИ – ЗАО «ГК Русский алкоголь». Сумма сделки оценивается более чем в $1 млрд.
• Декабрь 2009. ВТБ продал контрольные пакеты акций 11 крупных ликеро-водочных заводов, в том числе московского завода «Кристалл». Вообще говоря, группа ВТБ широко известна в народе своим схематозом, начиная с антинародного IPO и заканчивая историей с лизингом буровых установок. Поэтому эта продажа требовала более тщательного изучения. Исходя из имеющихся в открытом доступе источников, выходит, что 29 декабря 2007 г. ВТБ принял у ФГУПа Росспиртпром контрольные пакеты 11-ти ЛВЗ в качестве возмещения за долги в 5 млрд рублей, а 18 декабря 2009 г. – продал за те же деньги компании ВЕДК, аффилированной с тем же Росспиртпромом, сменившим форму собственности на ОАО. Таким образом, эту продажу, скорее, можно рассматривать как схему по передаче активов, а не как рыночную сделку. Факт того, что ни покупатель ЛВЗ, ни сумма сделки официально не разглашаются, оставим на совести ВТБ…

На мой взгляд, 2009 год обозначил два основных тренда: отъем производственных активов у неэффективных собственников и появление новых крупных игроков (иностранный стратег CEDC и государственный Росспиртпром). Если отрасль продолжит развиваться по заданному вектору, то в среднесрочной перспективе можно ожидать:
• Укрупнения сильнейших участников рынка, выделения группы ключевых компаний, конкурирующих за долю рынка с одной стороны и объединяющих лоббистские ресурсы для достижения общих целей - с другой;
• Дальнейшего выдавливания производителей контрафактной продукции всеми доступными средствами;
• Повышения уровня цивилизованности рынка в целом, в том числе регулирующего законодательства.

Карта рынка

Легальный рынок водки и ликеро-водочных изделий в 2009 году «просел» на 7,3%, было произведено 113 млн декалитров (дал), по данным Росстата.

Крупнейшие участники рынка водки и ЛВИ по состоянию на январь-июнь 2009 г.




Источник: Бизнес Аналитика

Синергия

Историю успеха Синергии вкратце прекрасно описала Анна Рябова из Коммерсанта: «На второе место среди частных производителей алкоголя между тем смог выйти и мало известный раньше холдинг “Синергия”, чьи владельцы успешно реализовали “пивной сценарий”: скупили ряд региональных активов, загрузили их производством федеральных брендов и вывели в 2007 году всю компанию на российскую биржу, доведя капитализацию “Синергии” до более чем $1 млрд.»
К концу 2009 г., по сообщению компании, ей удалось увеличить долю рынка до 9%. Капитализация Синергии в настоящее время составляет $400 млн. Основные водочные бренды компании: Beluga, Беленькая, Белое озеро, Государев заказ, Мягков, Русский лед.

Исторический график акций Синергии в сравнении с индексом РТС

Источник: Синергия

Положение дел в компании я вкратце охарактеризовал приложенной таблицей. Основным источником информации послужило очень четкое и занимательное интервью с руководителем компании Александром Мечетиным, опубликованное в «Коммерсанте» 10 декабря 2009 г.



Инвестиционная идея

В свете формирующихся тенденций, я однозначно считаю алкогольный рынок привлекательным для инвесторов, лояльных к риску. Меня не пугает даже курс на снижение потребления спиртного среди населения, взятый правительством. Нашему алкопрому есть куда расти. По оценке Росалкоголя, доля контрафактной водки занимает до 40% в общем объеме продаж. Это обозначает, что легальный рынок водки и ЛВИ может вырасти, грубо говоря, вдвое только за счет вытеснения с рынка производителей контрафакта.

Чем привлекает Синергия:
• прозападный подход к ведению бизнеса,
• крупная доля рынка,
• здоровая агрессия в маркетинге,
• открытая информационная политика.

Помимо всего этого великолепия, хочу отметить, что на нашем фондовом рынке пока просто нет альтернативных инструментов.

*Кархародон - большая белая акула. Плавает в окружении рыбок-лоцманов, единственных живых существ, которых это чудовище не пожирает. Рыбки помогают слабовидящей акуле ориентироваться в пространстве. Взамен рыбки получают остатки акульей трапезы и безопасность. Некоторые ученые, правда, считают, что рыбки питаются испражнениями кархародона.

Источник: http://investcafe.ru/blogs/10478/posts/2285

Добавить комментарий