Российский авторынок: шаг назад
По данным аналитического агентства Автостат, российский авторынок выбыл из десятки мировых лидеров.
За 1-е полугодие 2015 года продажи легковых автомобилей значительно упали, их было приобретено лишь 735,2 тыс. штук, что на 37% ниже показателя прошлого года. Общая сумма, потраченная россиянами за этот период, составила 852,8 млрд руб., что на 25% ниже, чем годом ранее, причем средневзвешенная стоимость одного автомобиля увеличилась на 18%, составив 1,16 млн руб. Если говорить о российских марках, то здесь цена выросла на 13%, до 477,5 тыс. руб., а стоимость иномарок — на 21%, достигнув 1,3 млн руб. Радует одно: средняя цена вряд ли будет еще расти и, скорее всего, останется на текущем уровне.
Сама по себе тенденция сокращения российского авторынка не стала новостью, поскольку наметилась еще с весны 2013 года, однако в первой половине текущего года ежемесячное падение стало гораздо активнее, превысив отметку в 20% в годовом отношении.
Столь неутешительные итоги опустили российский рынок в рейтинге с восьмого на двенадцатое место с результатом в 0,73 млн проданных автомобилей. РФ пропустила вперед Францию, Италию, Канаду и Южную Корею.
Подобная смена позиций в общем рейтинге обусловлена скорее неудовлетворительными результатами России, нежели успехом других стран, поскольку особого всплеска в продажах на большинстве рынков не отмечается, за исключением разве что Италии. Даже уход из России GM в начале года вряд ли мог стать причиной подобного падения, поскольку компания работала в сегменте с высокой конкуренцией и ее долю на отечественном рынке быстро заняли другие бренды.
Не стоит также забывать и об ажиотаже на рынке в декабре 2014 года, когда люди, желая побыстрее избавиться от рублей, активно совершали покупки, что спровоцировало техническое снижение продаж в начале 2015 года.
В столь непростое для российского авторынка время государство всеми силами старается не оставаться в стороне, чтобы исправить ситуацию всеми возможными способами, такими как запуск программ обновления парка, льготный автолизинг и автокредитование, а также (хоть и позже, чем хотелось бы) реализация эффективных мер по субсидированию ставок автокредитов. В свою очередь, дилеры в сложившейся ситуации ведут себя весьма сдержанно и не спешат предоставлять большие скидки, но в то же время не допускают и затоваривания складов.
Несмотря на шаг назад российского авторынка в первой половине 2015 года, есть надежда на выход новой модели АВТОВАЗа Vesta, что наряду с низкой базой должно положительно отразиться на продажах компании в 2016 году. Сами дилеры будущее российского авторынка видят совершенно по-разному, разделившись в этом вопросе на несколько лагерей: по проведенным опросам, 35% из них ожидают восстановления продаж уже в 2016 году, около 26% прогнозируют восстановление рынка годом позже, ну а большая часть опрошенных (39%) и вовсе считают, что ситуация начнет налаживаться только после 2017 года.
В любом случае на фоне девальвации рубля, снижения цены на нефть и, конечно же, санкций, не стоит ожидать быстрого и существенного роста российского авторынка как минимум в ближайшие пару лет, ну а итоги 2015 года вряд ли окажутся позитивными.
Тем не менее, это вовсе не означает, что интересных идей для отечественных инвесторов нет. Если акции АВТОВАЗа не представляют интереса для консервативных инвесторов, то бумаги СОЛЛЕРСа уж точно достойны попадания в портфель. Несмотря на убытки, показанные компанией в 2014 году, текущий год российский автопроизводитель обещает отметить чистой прибылью, что вполне возможно при условии существенного снижения убытков и затрат СП с Фордом. Однако, решая инвестировать в бумаги СОЛЛЕРСа, не стоит забывать и о рисках значительного снижения платежеспособного спроса в России и ослабления рубля, что напрямую отражается на удельном росте номинированных в долларах затратах.
Рекомендация по акциям СОЛЛЕРСа — «покупать». Долгосрочный потенциал роста — выше 100%.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/61157