Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Россия: инвестиционные идеи-2010

напечатать

31 июл 19:16



Рост безработицы – прямое следствие глобального экономического кризиса. Он является общемировой тенденцией и имеет место как в развитых, так и в развивающихся странах.

Уровень безработицы в 2007-2009 годах в развитых и развивающихся странах, %

*данные на сентябрь 2009 г.

Растущая безработица становится головной болью правительств ведущих стран мира. В частности, глава ФРС США Бен Бернанке, выступая в Сенате, подчеркнул, что среди молодых афроамериканцев уровень безработицы близок к 30%. Он назвал безработицу крупнейшим вызовом и наиболее сложной проблемой, с которой столкнулась страна после кризиса. Российское правительство тоже прилагает определенные усилия, чтобы не допустить резкого роста безработицы.

А вот как выглядит ситуация на микроуровне. Рассмотрим стандартную семейную ячейку из 2-х человек (мама-папа, ребенок пока в планах). Работают оба. Допустим, выплачивают кредит за квартиру и машину. Но вот наступает кризис, одного увольняют сразу, а у второго на работе наступает состояние полной неопределенности относительно дальнейших карьерных перспектив. Попав в такие условия, семья, как правило, начинает пить жестко экономить на всем лишнем, сокращать расходы, искать любую работу, пусть даже низкооплачиваемую, чтобы не просрочить выплаты по кредитам.

Сгустим краски. Представим себе молодую семью из 3-х человек. Жена сидит с ребенком в ипотечной квартире дома. Муж, по сути, является единственным кормильцем. И работает он, ну догадались, да? На АвтоВАЗе…

Такой бесхитростный анализ позволяет вывести пару общих трендов в поведении потребителей на среднесрочную перспективу:
1. Падение доходов (связано с сокращением зарплат, увольнениями)
2. Сокращение уровня расходов и повышение уровня сбережений (крупные покупки откладываются «на потом», деньги направляются на выплаты по имеющимся кредитам)
3. Смещение предпочтений в пользу товаров и услуг низших ценовых категорий (спичка с газеткой вместо освежителя воздуха, слыхали о таком*?)

Какой бизнес может приспособиться к успешному существованию в таких условиях? По логике, это будут компании, которые предложат рынку дешевые товары и услуги массового потребления: от автомобилей до продуктов и лекарств, от банковских услуг до сотовой связи.

Исходя из компаний, торгуемых на ММВБ и опираясь на собственный потребительский опыт, я сформировал этот список. Как оказалось, некоторые компании рынок уже оценил по достоинству. Хотелось бы верить, что звездный час остальных – впереди (в 2010-м :) ).



Эта статья - скорее, логические измышления о перспективах отечественного производителя, чем математически обоснованный расчет. В то же время, понимать важность причинно-следственной взаимосвязи между нами, отечественными потребителями, и производителями - необходимо. Как уже было сказано в одной из моих статей - сегодня ты поможешь Газпрому, а завтра Газпром поможет тебе :)

*Моя тридцатилетняя подруга на днях рассказала историю из детства, проведенного в СССР времен дефицита. В их семье было принято в туалете держать стопочку аккуратно нарезанной газеты и коробок спичек. Запах серы и горелой бумаги напрочь убивал все «посторонние» запахи. Астматикам и аллергикам на заметку!

Источник: http://investcafe.ru/blogs/10478/posts/2283

Добавить комментарий