Россия: инвестиционные идеи-2010
Рост безработицы – прямое следствие глобального экономического кризиса. Он является общемировой тенденцией и имеет место как в развитых, так и в развивающихся странах.
Уровень безработицы в 2007-2009 годах в развитых и развивающихся странах, %
*данные на сентябрь 2009 г.
Растущая безработица становится головной болью правительств ведущих стран мира. В частности, глава ФРС США Бен Бернанке, выступая в Сенате, подчеркнул, что среди молодых афроамериканцев уровень безработицы близок к 30%. Он назвал безработицу крупнейшим вызовом и наиболее сложной проблемой, с которой столкнулась страна после кризиса. Российское правительство тоже прилагает определенные усилия, чтобы не допустить резкого роста безработицы.
А вот как выглядит ситуация на микроуровне. Рассмотрим стандартную семейную ячейку из 2-х человек (мама-папа, ребенок пока в планах). Работают оба. Допустим, выплачивают кредит за квартиру и машину. Но вот наступает кризис, одного увольняют сразу, а у второго на работе наступает состояние полной неопределенности относительно дальнейших карьерных перспектив. Попав в такие условия, семья, как правило, начинает
Сгустим краски. Представим себе молодую семью из 3-х человек. Жена сидит с ребенком
Такой бесхитростный анализ позволяет вывести пару общих трендов в поведении потребителей на среднесрочную перспективу:
1. Падение доходов (связано с сокращением зарплат, увольнениями)
2. Сокращение уровня расходов и повышение уровня сбережений (крупные покупки откладываются «на потом», деньги направляются на выплаты по имеющимся кредитам)
3. Смещение предпочтений в пользу товаров и услуг низших ценовых категорий (спичка с газеткой вместо освежителя воздуха, слыхали о таком*?)
Какой бизнес может приспособиться к успешному существованию в таких условиях? По логике, это будут компании, которые предложат рынку дешевые товары и услуги массового потребления: от автомобилей до продуктов и лекарств, от банковских услуг до сотовой связи.
Исходя из компаний, торгуемых на ММВБ и опираясь на собственный потребительский опыт, я сформировал этот список. Как оказалось, некоторые компании рынок уже оценил по достоинству. Хотелось бы верить, что звездный час остальных – впереди (в 2010-м :) ).
Эта статья - скорее, логические измышления о перспективах отечественного производителя, чем математически обоснованный расчет. В то же время, понимать важность причинно-следственной взаимосвязи между нами, отечественными потребителями, и производителями - необходимо. Как уже было сказано в одной из моих статей - сегодня ты поможешь Газпрому, а завтра Газпром поможет тебе :)
*Моя тридцатилетняя подруга на днях рассказала историю из детства, проведенного в СССР времен дефицита. В их семье было принято в туалете держать стопочку аккуратно нарезанной газеты и коробок спичек. Запах серы и горелой бумаги напрочь убивал все «посторонние» запахи. Астматикам и аллергикам на заметку!
Источник: http://investcafe.ru/blogs/10478/posts/2283