Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

России придется проститься с мечтой о бездефицитном бюджете

напечатать

29 дек 07:25



Объем доходов был установлен на уровне 14,064 трлн руб. С учетом запланированных расходов в размере 14,207 трлн руб. дефицит бюджета должен был составить чуть менее 0,2% ВВП. И уже в 2015-м, согласно заявлениям премьера, бездефицитный уровень был бы практически достигнут.

Однако из-за сложной макроэкономической ситуации Минфин теперь прогнозирует снижение запланированных доходов на 2014 год почти на 650 млрд руб. С учетом этих выпадающих доходов дефицит госказны в следующем году может превысить 1% ВВП. Негативная тенденция видна уже сейчас: за 1-й квартал дефицит бюджета оказался равен около 0,9% ВВП. Напомню, что за весь прошлый год он составлял всего 0,04% ВВП. К факторам, которые могут вызвать падение доходов в 2014 году, относятся снижение прогноза по темпам роста экономики и объемам импорта, а также завышенный курс рубля. Кроме того, увеличение дефицита могут подстегнуть дополнительные расходы по стимулированию экономики и социальные обязательства.


Источник: данные и прогнозы Минфина, расчеты и прогнозы Инвесткафе.

В случае установления дефицита бюджета в первую очередь под сокращение, скорее всего, попадут условно утвержденные расходы (нераспределенные по статьям и ведомствам бюджетные ассигнования). Однако в данном случае этого может оказаться недостаточно. В таком случае придется проводить лимитирование расходов на последующие периоды и использовать бюджетные заимствования. Впрочем, с учетом низкого уровня долга проблем с ними у России возникнуть не должно. Увеличение дефицита бюджета опасно тем, что оно способно спровоцировать усиление инфляционного давления (риск появления необеспеченной денежной массы и инфляционные ожидания).

При падении нефтяных цен по базовому сценарию на 2014 год до $101 за баррель Urals дефицит бюджета может значительно превысить 1% ВВП. Однако справедливости ради следует заметить, что бюджетный дефицит России даже при негативных сценариях окажется значительно меньше, чем в других странах. Например, в 2012 году в Великобритании этот показатель равнялся 7,2%, США — 8,5%, в Китае — 1,6%, в Мексике — 2,4%, а в Бразилии — 2,7%.

На решение правительства привлечь средства Резервного фонда повлияют несколько факторов. На мой взгляд, основные — это потребность в увеличении расходов для стимулирования экономического роста и необходимость обеспечения запаса прочности на случай повторения финансового кризиса. Судя по всему, в правительстве не прекращаются споры между лоббистами каждого варианта. Проблема стимулирования экономики заметно обострилась с учетом снижения темпов ее роста. В то же время для компенсации рисков глубокого экономического кризиса Резервного фонда объемом 4-5% от ВВП недостаточно. Напомню, что падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9%. С учетом обострившейся за последние годы политической ситуации в стране власти, на мой взгляд, не пойдут на заметное сокращение фонда, чтобы не допустить всплеска социальной напряженности в случае кризисных явлений. В связи с этим возможно изменение структуры расходов бюджета, например, по словам Антона Силуанова, Минфин обсуждает с Минобороны возможность отодвинуть часть расходов на два-четыре года.

По моему прогнозу, дефицит бюджета на 2014 год, скорее всего, достигнет 0,8% ВВП. Это произойдет в случае направления на покрытие дефицита дополнительных доходов в объеме около 200 млрд руб. от исполнения инициатив по «антиотмывочному» закону, а также за счет ограничения расчетов в наличной форме, оптимизации работы налоговой и таможенной и ряда других служб.

Источник: http://investcafe.ru/blogs/5045/posts/28334

Добавить комментарий