QIWI вошла в переходный возраст
Похоже, для международного платежного сервиса QIWI наступают непростые времена. Одной из последних новостей об этой компании стало известие о сокращении количества терминалов агентской сети, спровоцированное тем, что еще летом ЦБ обнаружил масштабные нарушения правил работы с наличностью со стороны владельцев платежных терминалов.
СМИ сообщили, что компания лишилась 25% своих терминалов, по заявлению ее представителя, их число сократилось на 20%. Таким образом, QIWI осталась без 35 тыс. терминалов из 176 тыс. на конец июня 2015 года. Это серьезный удар по карману компании, пусть она и предпринимает активные попытки развить альтернативные способы платежей (к примеру, электронный кошелек Qiwi Wallet). Более того проблема терминалов усугубляется повышением выплат сохранившимся агентам.
По подсчетам экспертов, из-за всего этого QIWI в 2015 году вполне может лишиться почти 1 млрд руб., а в следующем потери достигнут 3,8 млрд. В 2000-х годах на фоне быстрого роста в сегменте мобильной связи и интернет-доступа компания смогла создать успешный, динамично развивающийся бизнес. Еще пять лет тому назад ее доход ежегодно демонстрировал внушительный рост на 30-50%. Однако уже тогда было понятно, что этот рост не будет длиться вечно, ведь со временем люди неизбежно предпочтут оплачивать услуги в Интернете или через мобильные приложения, поэтому все реже будут пользоваться платежными терминалами. И конечно, проблемы QIWI с ЦБ еще сильнее усложняют для нее ситуацию.
В сложившихся условиях, желая хоть как-то привлечь клиента, некоторые владельцы терминалов попробовали отменить внешние комиссии, зарабатывая лишь на отчислениях компаний-получателей платежей, число которых за последние два-три года также сократилось. Однако распоряжение ЦБ о зачислении всех денег, проходящих через терминалы, на спецсчета, лишил участников данного рынка возможности манипуляций с наличностью. В результате заработать они теперь могут лишь на комиссиях за платежи. А их взимание, конечно же, не добавит популярности терминалам.
В качестве способа дополнительного заработка QIWI рассматривает развертывание широкой сети почтоматов, которые планируется использовать для оплаты и доставки товаров, заказанных по Интернету. Инвестиционное подразделение Box2Box должно будет открыть пункты выдачи товаров в небольших магазинах и салонах связи. Главным условием размещения почтомата является наличие платежного терминала QIWI, дающего возможность оплатить заказ сразу при его получении и моментально перевести деньги на счет интернет-магазина.
Судя по всему, QIWI возлагает немалые надежды на развитие логистических услуг, объявив это своей новой стратегией, направленной на двукратное увеличение выручки в течение ближайших пяти лет. Большая часть дополнительного дохода, по замыслу компании, должна приходиться именно на новые сервисы.
Стоит отдать должное менеджменту QIWI, который, как может, адаптируется к непростым условиям, однако с трудом верится, что компании удастся по-прежнему использовать как основной инструмент заработка терминалы. Скорее всего, со временем этот способ проводить платежи все стремительнее будет терять популярность. Поэтому, даже несмотря на сегодняшнюю привлекательность компании по мультипликатору P/E, не стоит забывать о рисках и рассчитывать на рост капитализации в обозримом будущем. Если ситуация продолжит развиваться в негативном ключе, то уже по итогам 2015 года мы вполне можем увидеть разочаровывающие результаты финансовой отчетности QIWI. На этом фоне поползут вверх и мультипликаторы.
Рекомендация по акциям QIWI, торгующимся на Московской бирже, — «вне рынка».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/63674