Проблемы FESCO растут как снежный ком
Транспортная группа FESCO отчиталась по МСФО за 2015 год, сообщив о двукратном росте убытков из-за негативного влияния невозвратных займов.
Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране на фоне западных санкций и колебания валютных курсов оказались для FESCO весьма болезненными. В результате резкого снижения товарооборота России с иностранными партнерами, дополнительно усиленного неблагоприятной рыночной конъюнктурой, операционные результаты иначе как провальными назвать нельзя. Перевалка контейнеров в ВМТП (Владивостокский морской торговый порт) рухнула почти на треть, до 345 тыс. TEU. Международные морские перевозки сократились на 27,8%, до 309 тыс. TEU, а интермодальные перевозки, предполагающие доставку грузов несколькими видами транспортами, снизились на 30,7% до 179,3 тыс. TEU. Не остались в стороне и железнодорожные контейнерные перевозки, представленные частными операторами Трансгарант и Русская Тройка, операционные результаты которых недосчитались 14,3% и довольствовались 278,8 тыс. TEU.
В этой сложной, если не сказать критической, ситуации неудивительно, что выручка FESCO в долларовом выражении снизилась на 38,5%, до $688 млн. Лишь благодаря сопоставимому падению российской валюты по отношению к американской в отчетном периоде удалось удержать выручку почти на прошлогодних значениях: она сократилась на скромные 2,7%, до 41,6 млрд руб.
Операционные расходы FESCO снижались быстрее, нежели доходы, сократившись в долларовом эквиваленте на 39,2%, до $50 млн, оставшись близко к прошлогодним значениям, находившимся чуть выше 30 млрд руб. Административные расходы упали с $128 млн до $80 млн, а в отечественной валюте сохранившись на уровне 4,9 млрд руб., что помогло сгенерировать операционную прибыль порядка 3,6 млрд руб. Напомню, что годом ранее был зафиксирован убыток в 1,5 млрд.
Однако на этом хорошие новости у компании заканчиваются. И если рост процентных расходов с 4,3 млрд до 5,8 млрд руб. на выплату по кредитам и займам, более чем на ¾, представленных в иностранной валюте, хоть и выглядит внушительно, но все-таки представляет не такую сильную угрозу для финансовых показателей компании, как признание невозвратными кредитов для неуказанных заемщиков на 11,2 млрд руб. Это стало настоящим нокаутом для FESCO в этой отчетности и привело в итоге почти к двукратному, до 11,5 млрд руб., росту убытков.
Весьма печальной выглядит также ситуация с долговой нагрузкой компании, которая по состоянию на 31 декабря 2015 года за вычетом денежных средств на счетах оценивалась на уровне 63,7 млрд руб. В текущем году FESCO должна погасить свыше 15 млрд руб. по кредитам, займам и обязательствам финансовой аренды. Это может стать большой проблемой, учитывая отрицательные оборотные активы порядка 6,7 млрд руб. и соотношение NetDebt/EBITDA около 8,6х.
FESCO должна была 4 мая выплатить около $30 млн по еврооблигациям со сроком погашения в 2018 году, однако допустила технический дефолт. С учетом недавних успешных выплат по локальным облигациям, а также достаточных денежных средств на балансе, которые оцениваются в районе $50 млн, этот шаг рынок воспринял весьма недружественно. Теперь по действующему законодательству у компании есть 30 дней, чтобы не допустить кросс-дефолта, а значит впереди предстоят горячие переговоры между FESCO и держателями облигаций.
На этом фоне говорить о привлекательности акций ДВМП (FESCO) не приходится, а желание руководства поменять бизнес-модель меркнет на фоне других насущных проблем, и вряд ли кто-то из инвесторов не согласится с единственно разумной рекомендацией «вне рынка».
Совершить сделки по акциям компании вы сможете, открыв счет у одного из крупнейших и надежных брокеров страны. У него же вам предложат выгодные условия с открытием ИИС.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/68886