Пять точек соприкосновения России и Ирана
Российские нефтегазовые компании проявили высокий интерес к тендерам по разработке иранских месторождений. Торги запланированы на июнь-июль текущего года и, несмотря на ожидаемо жесткие условия совместной добычи, остаются привлекательными из-за объемов углеводородов и их геологической доступности. По заявлениям Министерства нефти, контракты будут приведены к максимально сбалансированной формулировке, учитывающей и инвестиционные риски партнеров, и национальные интересы исламской республики.
Впрочем, нефть давно является неким общим местом, когда речь заходит о постсанкционном Иране и перспективах его экономического развития. Само же иранское руководство, пользуясь благоприятным трендом в международных отношениях, старается более широко рассматривать перспективы развитии страны, и Россия рассматривается им как ключевой партнер по многим направлениям.
Например, делается серьезная ставка на взаимодействие в области высоких технологий. На прошедшем недавно в Астрахани Международном каспийском технологическом форуме Махди Галех Нови, советник по научно-промышленным вопросам и вопросам технологии посольства Ирана в России, предложил создать и постоянно расширять пул ноу-хау для внедрения их на производствах стран прикаспийского региона.
Представителями Роснано, которое выступило одним из главных организаторов форума, было также позитивно встречено предложение Нови о привлечении финансирования через специально созданные для этого фонды. Развитие сотрудничества между Россией и Ираном в области передовых технологий также идет по линии двусторонней комиссии высокого уровня, которая была сформирована на авиасалоне МАКС-2015 по инициативе российского вице-премьера Дмитрия Рогозина и вице-президента Ирана по делам науки и технологий Сурена Саттари.
«В настоящее время сложилась уникальная ситуация, когда Россия и Иран, обладая каждая своим нелегким опытом возрождения науки, промышленности, технологий в условиях санкций, вместе выступают на международной арене по многим позициям в качестве очень близких партнерских стран, и одновременно пришли к выводу о необходимости взаимной поддержки в области науки и технологий», — отметил Рогозин в ходе переговоров на очередном заседании Комиссии в Тегеране. В начале текущего года, после многолетних консультаций, согласований и даже приостановки сделки со стороны России под давлением США в 2010 году, корпорация Ростех наконец поставила Ирану первую партию зенитно-ракетных комплексов С-300.
Если говорить об отношениях России и Ирана в сфере ядерной энергетики, то, несмотря на некоторое отставание от графика, Росатом совместно с Организацией по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) продолжит строить атомную электростанцию Бушер-2, и в планах Исламской республики построить 20 таких АЭС к 2025 году.
Положительные тенденции в области нефтегазового, ядерного и военно-технического сотрудничества между Москвой и Тегераном могут вскоре быть существенно подкреплены ростом товарооборота сельхозпродукции. В условиях резкого ухудшения российско-турецких отношений и на волне очередного скандала по поводу попытки поставить в РФ крупную партию турецких овощей, зараженных насекомым-вредителем, импорт иранских овощей и фруктов набирает обороты и обещает стать прекрасным решением традиционных проблем с ввозимой продукцией в виде высоких цен и сомнительного качества. Не дожидаясь масштабных межправительственных соглашений, делегация во главе с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым в апреле этого года посетила одну из провинций Ирана и провела переговоры по вопросам налаживания торговых отношений на региональном уровне. В свою очередь, Россия начинает продавать Ирану халяльное мясо и рыбу.
Интенсификация импорта-экспорта привлекает на иранское направление транспортные компании. Российские перевозчики оптимизируют схемы коммерческого карго, строя в астраханской области новые склады временного хранения и заключая с портами договоры по перевалки грузов. Каспийское море является северными торговыми воротами Ирана, поэтому логистические инфраструктуры стран, к нему выходящих, становятся инвестиционно привлекательными.
Туроператоры, пережившие недавний шок в связи с запретом на продажу туров в Турцию и Египет, начинают поиск контрагентов в Иране — стране с древнейшими памятниками культуры и объектами мирового наследия, признанными ЮНЕСКО. Инвестиции в строительство туристических и рекреационных объектов на иранском побережье Каспийского моря и Персидского залива могут в будущем принести хорошую прибыль. Также ожидается увеличение турпотока из исламской республики в Россию: в этом году в Тегеране был открыт первый официальный российский офис туристического маркетингового центра Visit Russia. Планы по двукратному расширению авиасообщений между Россией и Ираном свидетельствуют о перспективности туризма в этом регионе.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/25001/posts/67845