Пять причин повременить с покупкой S&P500
Пожалуй, все плохое, чего можно было с разумной долей пессимизма ожидать от политики Трампа, случилось. Штаты вышли из ядерной сделки с Ираном, ввели пошлины на ввоз стали и алюминия, грозят выйти из NAFTA и угрожают Китаю торговой войной. Все это по меньшей мере негативно для фондового рынка, участники которого начинают поговорить о приближении нового кризиса. Интересно, насколько обоснованны эти опасения?
Кризисы и следующие за ним периоды рецессии имеют цикличный характер, поэтому существуют общие предпосылки, характерные для их начала или приближения.
В первую очередь хочу отметить, что за последние 60 лет в США отмечено девять периодов отрицательных годовых темпов роста ВВП. Максимальный временной интервал между концом предыдущего и началом нового периода рецессии составляет десять лет. Это расстояние между окончание рецессии 1990-1991 года и началом краха доткомов в 2001-м. На сегодняшний день с момента окончания последнего кризиса прошло девять лет. Таким образом, статистически экономика уже в зоне риска.
Рецессии в США всегда предшествовал период ужесточения монетарной политики. С 2016 года ФРС начала цикл повышения учетной ставки, ожидается, что этот процесс не закончится вплоть до 2019 года.
Как правило, перед кризисами в США наблюдался локальный минимум уровня безработицы. Сейчас этот показатель в США составляет 3,8%, и это минимальный показатель с 1970 года. На данный момент экономика Штатов работает практически в условиях полной занятности. Но кризис на то и кризис: он определяет точку экстремума, и здесь она налицо.
Перейдем к рыночным факторам. Кажется, Уоррен Баффет заметил, что на приближение кризиса указывает перегрев рынка капиталов, поскольку именно с биржевого краха и начинаются проблемы в экономике. По последним данным, в 2015 году отношение капитализации фондового рынка США к объему ВВП превысило 140%. На этом же уровне этот показатель был перед крахом доткомов в 2001 году и перед ипотечным кризисом 2007-2008-го. Повторюсь, я не нашел более актуальных данных, но учитывая, что с 2015-го ценовой уровень S&P500 практически непрерывно рос в разы, обгоняя ВВП Штатов, я не думаю, что сейчас это соотношение уменьшилось. Более вероятно, что наоборот.
Интересно отметить, что этот же показатель для мира в целом также находится на рекордных максимумах.
Еще один значимый для обсуждаемой темы рыночный фактор — доля маржинального долга в биржевых операциях. Этот показатель также склонен достигать локальных максимумов накануне биржевых крахов. По данным на май объем маржинального долга США превысил $300 млрд, и это беспрецедентно большая сумма. Чем больше инвестор торгует в кредит, тем меньше его свобода в случае падения рынка. Сильное ценовое движение может создать лавину маржин-коллов и — пожалуйста: настает новый черный вторник или четверг.
Итак, ряд перечисленных факторов действительно создает почву для опасений по поводу начала нового периода спада в экономике США, которое ознаменуется обвалом фондового рынка. На мой взгляд, следует с максимальной осторожностью относиться к открытию долгосрочных длинных позиций по S&P500. Уровень 2800 п. является очень сильным сопротивлением, если оно не будет преодолено, индекс откатится к 2500 п.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22614/posts/80173