ММВБ близок к провалу
Достигнув в конце апреля исторического максимума российский фондовый рынок остается на относительно высоком уровне, демонстрируя боковое движение. Он консолидируется перед началом очередного направленного движения. Непонятно только, в какую сторону он двинется дальше.
Последний квартал внешний фон явно благоволил России. Стоимость нефти почти достигла $50 за баррель, хотя в бюджет заложена цена $40. Как следствие, укрепился рубль. Нерешительность ФРС в отношении темпов ужесточения монетарной политики в целом оказывало успокаивающее воздействие на мировые рынки и давило на доллар. Падение российской экономики также замедлилось: по предварительным данным снижение ВВП в 1-м квартале текущего года составило 1,2% г/г, тогда как годом ранее он просел на 2,8% г/г. Причем Bloomberg ожидал прогнозировал падение основного макроэкономического показателя за январь-март на 2% г/г. На сегодняшний день статистические службы России не предоставляют информации по изменению структуры ВВП. Но учитывая, что внешнеторговый оборот в 1-м квартале сократился на 26,4% г/г, до $97,7 млрд, очевидно, что замедление рецессии связано с улучшением потребления домашних хозяйств. Однако, на мой взгляд, это временная ситуация, которая связана преимущественно с укреплением рубля.
Мой пессимизм строится на следующих факторах. В первую очередь в России продолжает расти уровень безработицы. В марте показатель достиг 6%, после того как в течение четырех месяцев оставался на уровне 5,8%. Увеличивается и скрытая безработица. Объем задолженности по заработной плате в апреле повысился на 51,7% г/г, а реальная начисленная заработная плата в марте снизилась на 3% г/г.
По данным Markit, в апреле промышленный индекс PMI опустился до восьмимесячного минимума. Производители зафиксировали сокращение новых и незавершенных заказов. Причем последний показатель ухудшается на протяжении двадцати четырех месяцев подряд. Падение числа заказов позволяет производителям быстрее выполнять ранее полученные заказы и освобождать производственные мощности, что ведет к сокращению рабочих мест. Эту логическую цепочку напрямую подтверждают исследования Markit.
Индекс PMI в сфере услуг продемонстрировал максимальный рост с марта 2013 года. Но при этом, несмотря на увеличение числа новых заказов, компании сферы услуг в апреле продолжали сокращать рабочие места. Причем, как следует из комментариев к отчету Markit, темпы снижения уровня занятости серьезно ускорились с марта в контексте долгосрочных исторических данных.
Ни о каком будущем стабильном росте потребления домашних хозяйств речь идти не может, если промышленные предприятия и сфера услуг продолжают сокращать рабочие места. Я уже останавливался на перспективах ослабления рубля и вижу по рынку первые признаки того, что мой прогноз начинается сбываться. Также я не нахожу причин для прохода цен на нефть выше $50. Наиболее вероятно, что ОПЕК сохранит текущую политику, направленную на защиту доли картеля на рынке, а Россия ответит соответствующим повышением добычи. Также текущий ценовой уровень позволяет сланцевым производителям хеджировать свои нефтяные сделки на 2017 год, что замедлит падение производства нефти в США. Одним словом, российский рынок во 2-м квартале вряд ли будет поддержан относительно дорогой нефтью.
После публикации протокола апрельского заседания ФРС и позитивной макростатистики США за апрель у меня почти не остается сомнений, что в июне американский регулятор пойдет на ужесточение монетарной политики. В прошлый раз это привело к снижению индекса ММВБ почти на 10%. И я не вижу причин, по которым сейчас фондовый рынок России может отреагировать на данный шаг по-другому. Наиболее вероятно, что в ближайший месяц под давлением перечисленных факторов ММВБ снизится до 1800 пунктов.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22614/posts/69029