Михаил Фридман о нефти и "нелиберальных режимах"
Один из богатейших людей России заявил, что стоимость нефти в последние годы была высокой из-за "игр разума". При этом, по его мнению, падение нефтяных цен "сделает мир свободнее и безопаснее - благодаря снижению возможностей нелиберальных режимов, которые живут за счет нефтяной ренты".
В своей статье в издании Financial Times (FT) "Игры разума превратили нефть в золото" ('Tricks of the mind turned oil into gold') совладелец и председатель наблюдательного совета консорциума "Альфа-Групп" изложил свою точку зрения по поводу того, почему цены на нефть в последние годы оставались высокими. Приведем отрывок из его статьи:
"В 2007 г. я заключил пари с одним из моих знакомых российских бизнесменов. Он заявил мне, что цены на нефть никогда больше не упадут ниже 80 долларов за баррель. В то время такой прогноз разделяло большинство нефтяников. Я понял, что это один из верных признаков того, что нефтяные цены вскоре начнут падать. Я сказал своем знакомому, что нефть может легко упасть до 40 долларов за баррель, отметив, что котировки определяет не предложение, не спрос и не стоимость добычи нефти. Скорее, наиболее важным фактором является представление о возможности нехватки нефти.
Цены на нефть оставались высокими лишь потому, что люди верили в то, что ее добыча будет недостаточной. Как только люди убеждаются в этом, потребители начинают искать альтернативные источники. При этом производители стремятся увеличить добычу - и тогда цены падают.
И хотя многие из моих коллег в России и мире продолжают спорить о том, когда цены на нефть могут вновь вырасти, я убежден в том, что мы вступили в новый период низких цен. Здесь можно провести аналогию с алхимией, только в обратном порядке: черное золото, драгоценное вещество, чья стоимость определялась его редкостью, превратилась в черную, пахнущую жидкость, которая является одним из источников энергии.
Мы уже видели примеры этого. Цены на нефть были довольно стабильным до 70-х годов XX-го века, которые принесли психологический шок в виде эмбарго, наложенного Саудовской Аравией на экспорт нефти в Америку. В 1975 г. США сформировали стратегический нефтяной резерв - что также способствовало восприятию того, что запасы нефти ограничены. Нефтяные производители решили, что их основной задачей является сохранение их олигополии. Никто не беспокоился о таких пустяках, как эффективность - распределение лицензий было намного более важным. Хороший лоббист для нефтяной компании стоил дороже, чем хороший инженер.
Чтобы справиться с этим вызовом развитые страны начали инвестировать в энергосбережение и новые технологии и к началу 1980-х это начало приносить свои результаты. Последовавшее снижение нефтяных цен в конечном счете лишило Советский Союз источника его экономической силы.
Быстрый экономический рост Китая и Индии в начале 2000-х изменил представление о балансе между спросом на нефть и ограниченностью ее предложения. И вновь развитые страны с высокой степенью предпринимательской свободы начали работать, чтобы решить проблему ограниченного предложения.
Не было какого-либо одного решения. Однако все думали о каких-либо источника энергии: биотопливе, ветряной энергетике, нефтяных песках, сланцах. Неслучайно, что страны, которые задали тон инновациям были либерально-рыночными экономиками с защищенными правами собственности.
Причина, по которой Америка заняла лидирующие позиции по добыче сланцевой нефти заключается не в том, что у США много сланцев - многие другие страны обладают схожей геологией. Причина в том, что у Америки много экономической свободы.
Это ценный ресурс, которым не обладают другие страны. Правительство США не продает лицензии для наземного бурения. Оно позволяет людям покупать землю и обещает,что никто не может отнять у вас то, что принадлежит вам.
Головокружительный рост нефтяных цен за последние годы был чересчур ненормальным. Падение цен превратит добыче нефти в нормальный бизнес, в котором затраты и эффективность имеют больше значения, чем власть лоббистов.
Это сделает мир свободнее и безопаснее - благодаря снижению возможностей нелиберальных режимов, живших за счет нефтяной ренты.
Два года назад я побывал в Манаусе, уникальном бразильском городе, расположенном среди тропических лесов Амазонки. В конце 19-го века благодаря экспорту резины Манаус стал одним из самых богатых и самых экстравагантных городов мира.
В Манаусе построили превосходный оперный театр в стиле "Прекрасной эпохи" из итальянского мрамора с большими куполами и позолоченными балконами. Однако вскоре семена каучуковых деревьев были тайком вывезены из Амазонки и Бразилия потеряла свою монополию.
А потом изобретение искусственной резины и вовсе похоронило благополучие этого тропического Парижа. Манаус поглотила бедность. Стоимость электричества стала слишком дорогой и оперный театр погрузился во тьму. Это очень сильный урок, который показывает бессмысленность подавления конкуренции".
Фридман, подписавший cвою статью в FT как "международный бизнесмен и председатель LetterOne Group и консорциума Альфа-Групп", пишет о прямой связи между падением нефтяных цен и коллапсом СССР.
И хотя в тексте нет прямого упоминания о произошедшем обвале на нефтяном рынке и осложнений, которые из-за этого возникли у России, в статье проведены явные параллели. Намеки "о продаже лицензий" и "нелиберальных режимах, живущих за счет нефтяной ренты" звучат вполне отчетливо.
Однако, оставим в стороне завуалированные сравнения. Не стоит также делать излишнего акцента на долгосрочном партнерстве США с одним из ведущих производителей нефти в лице Саудовской Аравии, которая по своей сути продолжает оставаться средневековой монархией. Тот факт, что президент Обама стал первым представителем иностранного государства, с которым провел личную встречу новый король Саудовской Аравии, говорит сам за себя.
Вполне возможно что, стратегический нефтяной резерв, созданный в США 40 лет назад - это также всего лишь "игра разума", пережиток прошлого, который вскоре исчезнет за ненадобностью.
Тезис о схожей геологии сланцевых формаций в различных странах был опровергнут в самих США в 2014 г., когда Управление по энергетической информации при Министерстве энергетики США пересмотрело свои прежние оценки по промышленным запасам нефти (recoverable oil) в штате Калифорния на 96%. В результате, общая оценка запасов нефти в США в прошлом году была сокращена почти наполовину.
Экологические последствия разработки сланцев также вызывают много вопросов: от распространения феномена "сланцевых треморов" до ущерба для здоровья людей, проживающих поблизости от разрабатываемых сланцевых месторождений. Учитывая данные факторы развитые либеральные режимы Европы пока что не торопятся активизировать усилия по разработке собственных сланцевых формаций.
Не менее любопытно также и сравнение резины и нефти, которое приводит глава консорциума "Альфа-Групп". Возможно, в истории человечества когда-то и был момент, когда резина действительно играла большую роль в экономике различных стран мира.
Тем не менее, резина никогда не дотягивала до того уровня значимости, который на протяжении многих лет играла и продолжает играть "черная, пахнущая жидкость".
По прогнозам большинства ведущих международных агентств и консалтинговых компаний (таких, как МЭА, Platts, Wood Mackenzie и других) специализирующихся на анализе тенденций в мировой энергетике, нефть продолжит занимать центральную роль в структуре мирового энергопотребления в ближайшем обозримом будущем.
Действительно важным моментом в статье Михаила Фридмана является представление о возможности нехватки нефти.
Современные рынки, как платформа для определения цен на различные активы, не существуют в вакууме. Инвестиционные тезисы, выдвигаемые различными участниками рынков, появляются, набирают популярность и теряют ее намного быстрее, чем когда-либо.
Превалирующая в конкретный момент времени инвестидея может рассматриваться как временное заблуждение или признак разворота рынка в дальнейшем.
Кроме того, постулируемая мифическая "невидимая рука рынка" в последние годы приобретает все более четкие очертания. Крупнейшие финансовые компании мира уже неоднократно обвиняли в манипуляциях межбанковскими процентными ставками, валютами, ипотечными облигациями и сырьвыми активами. Примечательно, что информация о ходе следствия по поводу возможной манипуляции на мировом рынке нефти, которое ведется как в США, так и в Европе, практически пропала с радаров СМИ.
В 2008 г. в одном из небезызвестных американских банков (чье руководство заявляло, что выполняет "работу Бога" - Goldman Sachs' Blankfein on Banking: ‘Doing God's Work') прогнозировали, что котировки нефти вскоре могут достигнуть 200 долларов за баррель. Сегодня все те же маркет-мейкеры в лице Goldman Sachs, JPMorgan и других финансовых компаний формируют значительно более низкие ожидания по нефтяным ценам.
Прогнозы из 2007 г. о том, что "цены на нефть никогда больше не упадут ниже 80 долларов за баррель", по своему смысловому наполнению в 2015 г. равнозначны заявлениям шейхов Саудовской Аравии о том, что "нефть больше никогда не будет стоить больше 100 долларов за баррель".
Последние годы показали, что ведущие сырьевые стратеги крупнейших инвестбанков мира с трудом справляются с прогнозированием ценовых уровней нефти со сколько-нибудь высокой точностью.
Так можно ли с такой уверенностью утверждать, что мир в дальнейшем станет безопаснее на фоне резких скачков стоимости основного источника энергии глобальной экономики?
Источник: http://newsland.ru/news/detail/id/1491467/