Мегафон гнет свою линию
На минувшей неделе о своих финансовых результатах за 2015 год отчитался Мегафон, продемонстрировавший увеличение чистой прибыли и одновременное снижение выручки, несмотря на рост операционных показателей.
За прошедший год компании удалось расширить абонентскую базу мобильной связи на 7,2%, до 74,8 млн, благодаря реализации маркетинговых программ по активному привлечению клиентов и сотрудничеству со Связным. При этом неплохим ростом отметились услуги по передаче данных, где число абонентов вплотную приблизилось к 30 млн, превысив прошлогоднее значение на 6,9%, прежде всего вследствие увеличения числа пользователей смартфонов почти на 24%. Схожую тенденцию продемонстрировали показатели ARPDU (средняя выручка с пользователя) и DSU (объем трафика на абонента), прибавившие 10,4% и 25,7% соответственно.
Однако, несмотря на позитивные операционные результаты, выручка Мегафона сократилась на 0,4%, до 313,4 млрд руб. Большую часть дохода оператор по-прежнему получает за предоставление услуг мобильной связи. На этот раз выручка от этого вида деятельности составила 270 млрд руб. Вследствие повышения спроса на 19%, почти до 80 млрд руб., увеличился доход от передачи данных. На фиксированной связи Мегафон заработал на 5,6% больше, чем в 2014-м, или 23,4 млрд руб. Этот результат стал закономерным следствием расширения клиентской базы, а также развития высокоскоростной магистрали передачи данных DREAM. В то же время доход от продажи оборудования и аксессуаров сократился на 14% г/г, до 19,9 млрд руб.
Операционные расходы компании за отчетный период выросли на 1,9%, до 237,4 млрд руб., в основном за счет увеличения коммерческих, а также общих и административных затрат на 10% и 4,4% соответственно. Естественно, это не лучшим образом отразилось на операционной прибыли компании, упавшей в итоге на 7,2% г/г, до 75,9 млрд руб. Однако повышение расходов не помешало Мегафону увеличить чистую прибыль на 6,3%, до 39,0 млрд руб. благодаря снижению убытков от курсовых разниц и полученной вследствие успешного управления валютными рисками прибыли от производных финансовых инструментов.
При этом OIBDA оператора упала на 4,4%, до 132,4 млрд руб., а рентабельность по данному показателю опустилась на 1,8 п.п., до 42,2%. Главными причинами отрицательной динамики здесь компания назвала рост затрат на рекламу, социальные отчисления, а также на аренду и коммунальные расходы вследствие расширения сети.
Чистый долг Мегафон увеличился до 180,8 млрд руб., что почти на треть выше показателя 2014 года, однако соотношение между ним и OIBDA составило вполне скромные 1,37х, а значит о каких-то серьезных кредитных рисках для компании речь не идет.
Прогнозировать размер дивидендов за 2015 год в настоящий момент затруднительно: совет директоров еще не обсуждал этот вопрос. К стагнации выручки акционеры компании привыкнуть успели, а вот снижение рентабельности стало новым негативным сигналом, указывающим на ухудшение финансовой ситуации в компании в целом. Правда, вряд ли этот результат можно считать совершенно неожиданным, если учесть активное снижение цен на услуги мобильного Интернет, которое вызвано стремлением компании увеличить трафик и стимулировать потребление. Скорее всего, Мегафон выплатит за 4-й квартал около 10 млрд руб., как и летом прошлого года, что с учетом выручки и OIBDA вполне приемлемо.
В условиях усиления конкуренции в сегменте и сложной макроэкономической ситуации в стране компания достаточно осторожно оценивает свои финансовые перспективы на текущий год, прогнозируя небольшой рост выручки и OIBDA на фоне повышения капитальных затрат с 70 млрд до 75 млрд руб. И все же акции Мегафона торгуются со значительным дисконтом к аналогам, а значит долгосрочным инвесторам можно рекомендовать их к покупке не только в расчете на рост капитализации, но и учитывая привлекательную дивидендную политику компании.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/67099