Магнит не выдержал темп
Магнит последние десять лет демонстрировал высокие темпы роста и приучил инвесторов к рекордным результатам. Инвесторы полюбили акции этого ритейлера и активно их покупали. К примеру, с ноября 2008 года по август 2015-го бумаги Магнита подорожали в 49 (!) раз. Минувший год акции компании завершили в «красной зоне»: снижение котировок составило 2% при росте индекса ММВБ на 26,7%. Новый год для компании также начался неудачно: за четыре недели января ее капитализация упала на 10%, хотя ММВБ обновил исторический максимум. Почему же у инвесторов пропал интерес к бумагам одного из лидеров рынка отечественного ритейла? На мой взгляд, на это есть две причины.
Первая причина — это высокая база ключевых показателей. Темпы развития бизнеса долгое время были достаточно высокими, а в этих условиях рано или поздно наступает момент, когда компания просто физически не может сохранять прежнюю интенсивность роста. Я полагаю, что для Магнита этот период наступил. По итогам 2016 года компания открыла 1970 новых магазинов, что на 17,1% меньше, чем годом ранее. А в 2015 году количество новых торговых точек увеличилось на 46,9% г/г. В прошлом году по этому показателю Магнит уступил пальму первенства своему главному конкуренту X5, который запустил в 2016-м 2167 новых магазинов, что на 41% больше результата 2015-го. Это достижение заставило многих инвесторов говорить о новой компании-«звездочке».
Торговая площадь Магнита за год сократилась на 20,5% г/г, до 653,9 тыс. кв. м. При этом X5 провела масштабную экспансию расширив торговые площади на 27,3%, до 968,5 тыс. кв. м. Впрочем, Магнит по прежнему лидирует по этому показателю, хотя X5 сужает разрыв между ним и собой. Так, по итогам 2015 года торговая площадь Магнита была на 1080,6 тыс. кв. м. больше, чем у основного конкурента, а за 2016-й этот спред сократился до 765,9 тыс. кв. м.
Вторая причина — это рецессия в отечественной экономике, которая продолжается уже два года, и это максимум с середины 1990-х годов. Выручка Магнита за прошлый год увеличилась на 13% г/г, до 1,74 трлн руб. Чистая прибыль снизилась с 59,06 млрд до 54,3 млрд руб.
В чем просчет менеджмента Магнита и успех руководства сети X5 Retail Group? На мой взгляд, первые недооценили экономический кризис, а вторые подошли к нему во всеоружии. Магнит, который 73,5% выручки получает от магазинов у «дома», достаточно слабо развивал этот сегмент. X5, напротив, сделала ставку на дискаунтеры Пятерочка, формирующие 75,6% выручки ритейлера, и не прогадал: именно магазины этого формата показали взрывной, на 32,5% г/г, рост.
По мультипликатору P/S бумаги Магнита торгуются в 1,93 раза выше среднеотраслевого значения, так что к покупке от текущих уровней рекомендовать их не приходится. Как я уже упомянула, с начала месяца котировки Магнита просели на 10%, а капитализация Х5 выросла на 4,6%. На мой взгляд, инвесторов воодушевили перспективы X5 Retail Group, и в связи с этим можно ожидать, что в этом году большим спросом будут пользоваться именно эти бумаги.
Сейчас добавлять акции Магнита в диверсифицированные портфели стоит только долгосрочным инвесторам. Реальная заработная плата, по данным Росстата, с августа по декабрь прошлого года непрерывно росла, а восходящий тренд по индексам PMI производственного сектора и сферы услуг позволяет рассчитывать на завершение рецессии. Возможный рост ВВП по итогам 2017 года может помочь Магниту улучшить финансовые результаты.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22555/posts/74838