ЛУКОЙЛ выиграл тендер на разработку Западной Курны-2
Итак, что же выиграл ЛУКОЙЛ?
Западная Курна-2 — это 1,75 млрд. тонн нефти извлекаемых запасов, что, на минуточку, составляет 45% запасов нефти ЛУКОЙЛа. История с передачей прав на разработку этого месторождения ЛУКОЙЛу началась еще в 1997 г., когда консорциум, в который входил ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть», «Машиноимпорт» и Министерства нефти и газа Ирака заключил с Саддамом Хусейном контракт на разработку этого месторождения на весьма выгодных для российской стороны условиях. Столь удачный для нас контракт дядюшка Хусейн, разумеется, заключал не только из-за исключительно доброго расположения духа. Просто в то время звезды сложились так, что ООН наложила довольно суровые санкции на Ирак, и главе Ирака не особенно пришлось привередничать при заключении контракта — русские обязались инвестировать в Ирак те самые миллионы долларов, которых так остро не хватало «кровавому режиму». Дальше, однако, начались игры патриотов — с инвестициями ЛУКОЙЛ не спешил, пытаясь договориться с американцами о совместной разработке, и отговариваясь санкциями ООН, а иракцам, в свою очередь, не понравились контакты ЛУКОЙЛа с американцами, и, в итоге, контракт был разорван. Что было дальше, наверное, всякому известно — один иракский таксист в 2001 г. подслушал разговор пассажиров, сообщил в МИ-6, и скоро планета узнала о страшном оружии массового поражения, которым Саддам намеревался сокрушить демократию во всем мире. Но демократия победила, и вот теперь, спустя шесть лет после начала новой демократической жизни, Ирак проводит справедливую раздачу слонов.
Другая сторона контрактов — долг Ирака. Долг в обмен на контракты – было разумной позицией России, однако, по официальным заявлениям, в связи с решением Парижского клуба кредиторов, долг списывался просто так, без всяких обязательств предоставить контракты.
Проиграв в начале ноября консорциуму ExxonMobil Corp. и Royal Dutch/Shell PLC тендер на Западную Курну – 1, и еще ранее группе компаний во главе с китайской CNPC тендер на разработку иракского месторождении Халфайя, сейчас, собственно, ЛУКОЙЛ всего лишь вернул себе то, что у него было без особых церемоний отнято несколькими годами ранее.
Выше мы говорили, что Западная Курна-2 — это 45% запасов нефти ЛУКОЙЛа. Однако, контракт ЛУКОЙЛа сервисный, и поставить себе эти запасы на баланс ЛУКОЙЛ не сможет.
Месторождение выиграно консорциумом, в котором ЛУКОЙЛу будет принадлежать 63,75%, норвежской компании Statoil – 11,25%, а 25% перейдут правительству Ирака. Вознаграждение консорциума составит $1,15 за каждый баррель при уровне добычи 1,8 млн. баррелей в день.
Условия контракта довольно жесткие — ЛУКОЙЛ получает не права на месторождение, а право на вознаграждение за услуги по разработке, причем, лишь после выхода на высокие уровни добычи, и пока назвать этот проект высокодоходным вряд ли возможно.
Так что же, ЛУКОЙЛ, как в том анекдоте, «не выиграл, а проиграл, и не миллион, а сто рублей»? Не совсем так. Все течет, все меняется, и на сегодня сам факт заключения контракта значит очень многое. ЛУКОЙЛ добился права доступа к иракской нефти — и это шаг важный как в деловом, так и в политическом отношении. Кроме ЛУКОЙЛа, сервисный контракт достался и другой российской компании — «Газпром нефть» получила 30% от разработки месторождения Бадра, в составе консорциума с корейской Kogas (22,5%), малазийской Petronas (15%) и турецкой TPAO (7,5%). Условия контракта Газпром нефти также сверхвыгодными не назовешь, однако, сам факт выхода на рынки и закрепления на них с помощью долгосрочных контрактов не может не радовать. Никто не может поручиться, что в дальнейшем у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» не появятся какие-то рычаги для пересмотра условий контракта, никто не может поручиться, что завтра ситуация на рынке не сложится в пользу российских компаний, и потому будем ждать дальнейших известий и подробностей.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/10467/posts/2305