ЛУКОЙЛ попрощался с Украиной
ЛУКОЙЛ завершил сделку по продаже 100% своей украинской «дочки» австрийской компании AMIC Energy Management GmbH после получения соответствующего разрешения Антимонопольного комитета Украины. Принципиальная договоренность с австрийскими партнерами по поводу ЛУКОЙЛ-Украина была достигнута еще летом прошлого года. Продажа сбытовой сети в Украине осуществлялась в рамках оптимизации структуры активов этой страны, а также всей Восточной Европы. Сеть ЛУКОЙЛ-Украина входит в пятерку лидеров украинского рынка по количеству АЗС и объему реализации топлива через разветвленную розничную сеть, состоящую из 240 АЗС и шесть нефтебаз.
ЛУКОЙЛ также владел в стране и нефтеперерабатывающим активом — Одесским НПЗ. Однако он был остановлен по инициативе российской компании еще в 2010 году. Тремя годами позже, в 2013-м, НПЗ был продан ЛУКОЙЛом за символические для такого актива $45 млн.
Причина в том, что поставляющаяся в Украину нефть стоит относительно дорого, в то время как импортируемые из Белоруссии нефтепродукты довольно дешевы. На Белоруссию пришлось порядка 46% ввозимых в Украину нефтепродуктов. Все это ударило по рентабельности производства топлива внутри страны. Из шести НПЗ стабильно работает лишь Кременчугский завод, но и тот загружен лишь наполовину. Также сдерживаются темпы роста цен на топливо. Для того чтобы нефтепереработка в Украине вновь стала прибыльной для российских компаний, Киеву необходимо изменить внешнеторговую политику, а также рассмотреть возможность субсидирования отрасли. В прошлом году уже предпринимались попытки сделать более дорогим импорт топлива в страну.
В свете всего этого, видимо, пришел черед для продажи сбытовых активов ЛУКОЙЛа в Украине. На мой взгляд, учитывая проблемы украинского рынка топлива и геополитические проблемы в стране, продажа сети АЗС ЛУКОЙЛа целесообразна. Компания сможет сфокусироваться на более перспективных европейских рынках сбыта, на которых компания к тому же сможет реализовывать продукцию собственных перерабатывающих заводов в регионе, которые загружаются собственным и покупным сырьем.
С учетом специфики украинского рынка стоимость одной АЗС в рамках сделки оценить сложно. Думаю, что в среднем она может составить приблизительно $300-$500 тыс., а сумма сделки, соответственно, будет варьироваться в пределах $70-120 млн. В нормальных условиях стоимость одной АЗС могла бы достигать от $750 тыс до $1 млн при условии, что заправочная станция удобно расположена и имеет высокий показатель средней прокачки. Как только появятся данные о сумме сделки ЛУКОЙЛа, можно будет судить о том, насколько выгодной она была.
Целевая цена по акциям ЛУКОЙЛа — F2814.9964, рекомендация — «держать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/572/posts/56641