Ленте не везет с конъюнктурой
Российская сеть гипермаркетов Лента на минувшей неделе отчиталась по МСФО за 2016 год, ожидаемо отразив в представленном документе замедление темпов роста выручки и рентабельности по EBITDA.
Большую часть магазинов, запланированных к открытию в 2016-м, Лента запустила в преддверии новогодних. По итогам 4-го квартала заработало 36 гипермаркетов из 51 открытого за весь год. Из столь масштабной экспансии, уложившейся в сжатые сроки, Лента сумела извлечь выгоду, поучаствовав в традиционном предновогоднем ралли. Именно продажи в этот период на фоне качественно проведенной рекламной кампании позволили ритейлеру поддержать темпы роста выручки, которая по итогам года увеличилась на 21%, до 306 млрд руб.
Отмечу, что приобретенные Лентой гипермаркеты Kesko фактически не успели поработать в 2016 году, так что эффект от этой покупки должен проявиться уже в году текущем. Эффективность поглощенной финской сети гипермаркетов обещает быть значительно выше, чем у построенных с нуля магазинов Ленты, в которые, как правило, приходится активно привлекать покупателей в течение года-полутора.
Сопоставимые продажи Ленты выросли почти на 4%, благодаря в точности такому же подорожанию среднего чека, а сокращение трафика на 0,1% не смогло повлиять на общую картину. В связи со сложной ситуацией в российской экономике покупатели тратили деньги крайне сдержанно и ориентировались на промоакции и распродажи.
Усилия компании, направленные на повышение лояльности и трафика, вызвали рост маркетинговых расходов. Затраты на рекламу у Ленты выросли за год на внушительные 43%, до 3,3 млрд руб., а маркетинг в пересчете на одного покупателя обошелся компании на 15% дороже, чем в 2015-м, или 317 руб.
EBITDA отстала по темпам роста от выручки и поднялась лишь на 13,1%, до 31,8 млрд руб. Менеджмент торговой сети пояснил, что в условиях слабого потребительского спроса компенсировать инвестиции в цены за счет оптимизации расходов на логистику и улучшения условий у поставщиков полностью не удалось. Рентабельность Ленты по EBITDA оказалась самой низкой за последние пять лет и составила 10,4%. Впрочем, то это максимальный результат в отрасли.
Чистая прибыль Ленты в 2016 году выросла на 8,9%, до 11,2 млрд руб. Двузначный рост EBITDA был частично сдержан повышением амортизационных отчислений и налога на прибыль (более высокая эффективная ставка налога на прибыль в размере 23,0% при неизменном размере процентных расходов). Рентабельность по чистой прибыли составила 3,7% против 4,1% годом ранее.
Необходимость финансирования программы открытия новых магазинов, а также упомянутое приобретение сети Kesko, увеличили долговую нагрузку Ленты. Чистый долг компании вырос почти на две трети, достигнув 89,2 млрд руб., соотношение NetDebt/EBITDA поднялось с 1,9х в 2015 году до 2,8х. Впрочем, уровень долговой нагрузки пока некритично высок, тем более что краткосрочный долг Ленты в размере 35 млрд руб. почти наполовину покрывался денежными средствами на счетах компании, составляющими 13 млрд.
В соответствии с обновленной стратегией развития до 2020 года Лента рассчитывает открыть в 2017 году около 30 гипермаркетов и 50 супермаркетов, увеличив торговую площадь примерно на 200 тыс. кв. м. Таким образом, темпы запуска новых магазинов ускорятся, а предпочтение будет отдано супермаркетам. За ближайшие три года ритейлер намерен удвоить торговую площадь, что позволит поддерживать высокие темпы роста выручки, однако давление на прибыльность бизнеса, вероятно, сохранится, в том числе и из-за снижения покупательной способности населения.
С инвестиционной точки зрения российские ритейлеры не выглядят перспективной инвестиционной идеей, учитывая те сложности, которые продолжает переживать отечественная экономика. Несмотря на то, что по мультипликатору P/E бумаги Ленты выглядят чуть привлекательней, чем бумаги Магнита или X5, дисконт по ним очень невелик, поэтому я рекомендую держать ее акции.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/75131