Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Лента сделала ставку на супермаркеты

напечатать

1 мар 13:43

На минувшей неделе продуктовый ритейлер Лента отчитался по МСФО за 2015 год. За этот период компания на две единицы перевыполнила план по открытию новых гипермаркетов, которых изначально планировалось открыть около 30. Кроме того, в 2015-м заработало восемь супермаркетов Ленты, а общее количество магазинов увеличилось на 30%, до 172 точек. Суммарная торговая площадь компании расширилась чуть больше чем на четверть, достигнув 882 тыс. кв. м. При этом розничная сеть сумела в отчетном периоде сгенерировать чистую прибыль.

Сопоставимые продажи компании за отчетный период опередили показатели 2014 года на 9,1%, средний LFL-чек вырос на 5,1%, а LFL-трафик увеличился лишь на 3,9%. Правда, интерес покупателей был вызван скорее их желанием сэкономить, нежели какими-то другими объективными причинами, способными обнадежить. Покупатели в поисках наиболее комфортной цены в последний год стали обходить больше торговых точек, чем ранее. В свою очередь, ритейлеры для поддержки трафика и продаж увеличили число маркетинговых акций и спецпредложений. Лента не стала исключением из данного правила.

Выручка сети за год увеличилась на 30,3%, до 252,8 млрд руб. Валовая прибыль поднялась на 28,7% г/г, до 56,3 млрд руб. Благодаря выросшей операционной эффективности ритейлеру удалось сократить коммерческие, общехозяйственные и административные затраты на 14,3%, что заметно компенсировало увеличившиеся расходы на аренду и амортизационные отчисления. Более того, вследствие сокращения инвестиций в покупку земельных участков на 10,7%, до 31,4 млрд руб., были снижены капитальные вложения. В итоге операционная прибыль Ленты за 2015 год поднялась на 26,5%, до 22,3 млрд руб. 

Чистая прибыль Ленты при этом повысилась только на 13,4%, до 10,3 млрд руб. Причиной этого стало увеличение процентных расходов на треть, более чем до 10 млрд, в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ. И все же EBITDA Ленте удалось нарастить на 31,4%, до 28,1 млрд руб., так как увеличившиеся затраты на амортизацию традиционно не входят в расчет показателя.

Чистый долг Ленты на конец отчетного периода снизился более чем на 6 млрд руб., до 53,5 млрд руб., а соотношение NetDebt/EBITDA опустилось ниже 2х, став минимальным за последние три года. Кредитные риски для компании на данный момент оцениваются как весьма низкие.

Несмотря на сложные условия в российском потребительском секторе и экономике в целом, Лента продолжает демонстрировать завидные темпы роста выручки (в том числе и по сравнению с лидером отрасли Магнитом), а также неплохую эффективность. Компания уже третий год подряд претендует на звание самой быстроразвивающейся в своем сегменте. Судя по всему, эта тенденция сохранится в обозримом будущем. По крайней мере на 2016 год запланировано открытие 40 новых гипермаркетов, а устойчивое финансовое положение и высокая операционная эффективность ритейлера должны помочь в достижении этой цели.

Более того, Лента всерьез задумалась над активным развитием сети супермаркетов и сейчас активно прорабатывает стратегию работы в этом направлении. На сегодняшний день основную роль в бизнесе и росте ритейлера играют гипермаркеты, а  супермаркеты за 2015 год принесли доход  всего в 9,8 млрд руб., что с учетом общей выручки, равной 252,8 млрд руб., капля в море. Однако, даже несмотря на столь малый вклад в общую копилку, решение о строительстве магазинов данного формата пару лет назад позволило компании увеличить долю московского бизнеса в выручке с нуля до 8,7% на конец 2015 года, и теперь ритейлер планирует экспансию магазинов данного формата на региональных рынках. 

Несмотря на то, что по итогам года средний чек в супермаркетах Ленты составлял лишь 570 руб. против 1158 руб. в гипермаркетах, сопоставимые продажи в первом формате увеличились на 15,1% против  9% соответственно. Именно наличие неплохого потенциала роста продаж и довольно высокого возврата на инвестиции, что отчасти объясняется низкими расходами на аренду и отделку помещений, доставку, и убедило ритейлера сделать ставку на развитие формата супермаркетов.

Пока конкретного списка городов, где планируется открыть новые супермаркеты, нет, но известно об интересе ритейлера к Новосибирску, который является для компании стратегическим регионом и в котором работает семь гипермаркетов Лента. Дальнейшее развитие сети супермаркетов в этом регионе может стать вполне оправданным и позволит удовлетворить потребности всех покупателей, не охваченных по ряду причин гипермаркетами. К тому же не стоит забывать, что пятая часть всех торговых площадей Ленты находится именно за Уралом. В текущем году ритейлер может заняться изучением всех возможностей для реализации своих планов. Не исключаются сделки по поглощению, если для них найдутся подходящие готовые объекты.

Однако говорить об активных инвестициях в акции Ленты в настоящий момент я бы не стала, поскольку по мультипликатору P/E  компания оценена примерно на среднеотраслевом уровне. Рекомендация по бумагам ритейлера — «держать».

Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/66458

Добавить комментарий