Лента города берет
Как следует из отчетности торговой сети Лента, в прошлом году она пополнилась 32 гипермаркетами и восемью супермаркетами. Таким образом, всего в сети оказалось 140 торговых точек. Торговая площадь расширилась почти на 26% г/г, или на 882,3 тыс. кв. м, и это довольно сильный прирост по сравнению с другими отечественными ритейлерами. На 11 городов увеличилась география присутствия Ленты: на конец года магазины сети были в 69 городах России. Однако, несмотря на экспансию в регионы, большинство (32) из них все же находятся в Москве и Петербурге.
За счет активного расширения компания нарастила общий объем продаж, но остальные результаты продемонстрировали негативную динамику. LFL-продажи за 2015 год сократились с 10,6% до 9,1%, LFL-трафик и сопоставимый чек снизились с 4,4% до 3,9% и с 6% до 5% соответственно. Также стоит отметить, что по данным за январь-сентябрь прошлого года последние два показателя опережающими темпами повышались в сегменте супермаркетов.
Что касается финансовых итогов года, то благодаря расширению и увеличению общего объема продаж выручка Ленты повысилась на 30,3% г/г, до 252,7 млрд руб. Валовая прибыль компании тоже выросла практически на 30%, и это означает, что доля себестоимости при расширении сети остается на достаточно стабильном уровне. SG&A-расходы компании снизились в сумме на 0,8 п.п. Учитывая, что в ритейле затраты на аренду площадей занимают немалую часть общих расходов релевантным является показатель EBITDAR. В прошлом году он показал уверенный рост на 35%, достигнув 30,75 млрд руб.
Напомню, компания предпочитает покупать торговые площади, а не брать их в аренду, однако за прошлый год арендуемая площадь Ленты увеличилась на 62%, составив тем самым 19% от общей. Рентабельность по EBITDAR за счет улучшения логистики выросла с 11,7% до 12,2%. Открытие распределительного центра в Екатеринбурге позволило повысить коэффициент централизации с 40% до 46% и снизить долю логистических затрат в выручке с 1,6% до 1,3%. Этот фактор также улучшил переговорные позиции ритейлера перед поставщиками. Благодаря оптимизации и расширению сети компания получила за год чистую прибыль в объеме 10,3 млрд руб. Рост показателя составил 13,4% г/г, и это довольно неплохой результат для ритейла с учетом сложной макроэкономической ситуации, в том числе в условиях падения реальных располагаемых доходов населения и высокой инфляции.
Итак, в 2015 году Лента продемонстрировала неплохие финансовые и операционные результаты. Сеть расширяется, логистика оптимизируется, текущий кредитный рынок играет на руку сети, позволяя привлекать заимствования для дальнейшего развития. Прогнозы на 2016 год позитивны. На данный момент компания торгуется по мультипликатору EV/EBITDA 5,7x при среднем по российским аналогам значении 6,95x, что свидетельствует о наличии дисконта. Это в совокупности с достаточно сильной отчетностью дает основание сохранить по бумагам компании рекомендацию «покупать».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24526/posts/66451