Кукуруза CBOT теряет поддержку со стороны этанола
США полностью завершили уборку кукурузы и подвели итоговые результаты: урожай составил 361,09 млн тонн (абсолютынй рекорд), конечные остатки прогнозируются на уровне 47,69 млн тонн (четырехрекордный результат за предыдущие 25 лет), показатель Stocks To Use Ratio (отношение прогнозных конечных остатков к сумме внутреннего потребления и экспорта) на конец текущего маркетингового периода прогнозируется на уровне 13,81% (средний показатель за предыдущие 3 года составлял 9,06%). Статистика информирует нас о том, что общего предложения кукурузы в США более чем достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего потребления и экспорта. Таким образом, текущая биржевая цена осталась вне зоны влияния спекуляций на тему погоды, сейчас она ориентируется на спрос. Мы рассмотрим один из крупных элементов внутреннего спроса на кукурузу в США — производство этанола.
По оценкам текущего маркетингового года, 43% внутреннего потребления кукурузы в США приходится на производство этанола (т.к. этанол в США производят главным образом из кукурузы). Этаноловая промышленность устойчиво развивается в США, учитывая установленную на законодательном уровне норму домешивания этанола в бензин — в среднем 10%. Снижение цены кукурузы в 2014 году до четырехлетнего минимума позволило производителям этанола в апреле 2014 года достичь рекордной рентабельности (profit margin) в $2,04 с галлона (согласно исследованиям Iowa State University’s Center for Agricultural and Rural Development). В результате в конце 2014 календарного года был зафиксирован рекордный показатель дневного производства этанола — 992 тыс. баррелей в день, однако, по-моему, это же был и текущий пик производства.
Снижение мировых цен на нефть быстро меняет ситуацию. За период с августа по декабрь 2014 года цены на сырую нефть (crude oil) упали более чем на 50%, за это же время средняя розничная цена бензина в США снизилась на 36%, достигнув в январе 2015 года показателя в $2,09 за галлон. Резкое снижение розничной цены бензина создало необычную ситуацию в индустрии, когда галлон бензина стоит дешевле, чем галлон этанола. Понятно, что это, во-первых, снижает общий розничный спрос на этанол внутри страны, а, во-вторых, делает невыгодным для производителей домешивание этанола в бензин (согласно внутренним правилам производители могут учитывать в текущем периоде ранее превышенные нормы домешивания этанола в бензин). В результате рентабельность производства этанола в декабре упала до уровня $1,12 с галлона, а фьючерсы этанола обвалились с ноября 2014-го по текущий момент на 22%. Кстати, капитализация компаний-производителей этанола также существенно снизилась — акции Green Plains Inc. (крупнейший производитель этанола в США) с ноября 2014 года снизились на 37%, акции Pacific Ethanol Inc. с ноября 2014 г. просели в цене на 47%.
Однако логично предположить, что снижение цен на бензин может стимулировать спрос со стороны потребителей, и, учитывая законодательную необходимость домешивания в бензин 10% этанола, возросший спрос может обеспечить поддержку производителям этанола. На мой взгляд, анализ динамики продаж бензина в США на данный момент не позволяет уверенно сделать вывод относительно изменения направления тренда объема продаж бензина в США — объем продаж показывает отрицательную динамику с 2013 года. Возможно, потребители воспользуются снижением цен на бензин для экономии и не станут существенно увеличивать потребление (как это было, к примеру, в 2008 году).
На сегодняший день уровень текущих запасов этанола в США превысил среднее значение с 2010 года, что однозначно указывает на избыток производства этанола над его потреблением.
В текущих условиях снижения цен на нефть и падения рентабельности в индустрии производства этанола, на мой взгляд, не имеет смысла говорить о продолжении динамики роста производства этанола в США. Скорее всего, котировки фьючерсов этанола продолжат свое снижение, еще больше сокращая маржу в отрасли. Также вероятно, что мелкие производители этанола будут вынуждены свернуть свое производство, что еще сильнее скажется на снижении потребности в кукурузе как сырья. Я считаю, что в ближайшие два-три месяца показатели этаноловой промышленности не смогут служить поддержкой рынку кукурузы (хотя с октября по декабрь 2014-го котировки фьючерсов кукурузы росли в основном за счет сильных показателей производства этанола).
В своем предыдущем прогнозе от 17 ноября 2014 года я указывал коридор для мартовских фьючерсных контрактов кукурузы на CBOT в границах $4,00-3,40 за бушель. Цены поднялись немного выше моего прогноза, достигнув $4,10 в конце 2014 календарного года. Сейчас цены снизились и прошли важную черту уровня сопротивления $3,90.
Я считаю, что мартовские контракты фьючерсов кукурузы CBOT (тикер — ZCH15), лишенные существенной поддержки со стороны этаноловой промышленности, продолжат свое снижение и в течение двух ближайших месяцев достигнут уровня $3,40 за бушель.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22614/posts/50017