Крона не наигралась в валютные войны
В начале сентября на саммите в Анкаре представители G20 клятвенно пообещали друг другу перестать играть в валютные войны, однако Норвегия в «двадцатку», так что может делать все, что угодно. В том числе снижать основную процентную ставку с 1% до 0,75%, в то время как базовая инфляция находится выше таргета, а июльская безработица замедлилась с 4,5% до 4,4%. Темпы роста первого индикатора якобы должны сократиться под воздействием девальвации кроны, в то время как второй можно приструнить негативным прогнозом. По оценкам центробанка, безработица в 2016-м вырастет до 4,5%. Интересно, для него главное — денежно-кредитную политику ослабить, а причины можно придумать задним числом? Например, летнее пике котировок фьючерсов на нефть рассматривается как главный драйвер сентябрьского вердикта регулятора. По его мнению, инвестиции в текущем году сократятся на 12,5%, в будущем — еще на 10%, в то время как ВВП за этот же период отметится скромным ростом в 1,25% и выйдет на 2% только в 2017-м. И кто после всех этих вилами по воде писаных обоснований скажет, что Осло не пошел на конкурентную девальвацию?
Решение Банка Норвегии снизить ставку до нового исторического минимума стало настолько неожиданным для инвесторов, что пара USD/NOK подскочила до тринадцатилетнего максимума, а котировки NOK/SEK второй раз в течение года рухнули ниже паритета. При этом регулятор оставил двери для дальнейшей монетарной экспансии открытыми и прогнозирует, что ставка в 3-м квартале 2016-го составит 0,59%. Очевидно, что главные проблемы у скандинавской страны возникают на рынке труда, в то время как динамика инфляции не дает повода для смягчения денежно-кредитной политики.
Динамика процентной ставки и инфляции в Норвегии
Девальвация кроны помогает сбалансировать бюджет, однако отнюдь не стимулирует экспорт. Согласно расчетам Всемирного банка, эффективность конкурентного ослабления денежных единиц снизилась в период с 2004-го по 2012-й почти в два раза по сравнению с 1995-2003-м, а причиной выравнивания торговых балансов становился слабый импорт. При этом практика, которую можно назвать «подложи свинью соседу», за счет девальвации называется валютной войной.
Динамика USD/NOK и экспорта Норвегии
Источник: Trading Economics.
На мой взгляд, без влияния решения ФРС сохранить ставку по федеральном фондам на прежнем уровне в случае с Осло дело не обошлось. Ревальвация гринбека могла бы избавить Банк Норвегии от второй за последние четыре месяца монетарной экспансии, однако пассивность Федерального резерва усложнила задачу. Норвежский регулятор предпочел не рисковать и выстрелил первым. С учетом того обстоятельства, что его цикл ослабления денежно-кредитной политики еще не завершен, а Вашингтон, судя по последнему выступлению Джанет Йеллен, пойдет на повышение ставки в текущем году, пара USD/NOK сохраняет «бычий» потенциал. Рекомендую покупать ее на откатах. В качестве среднесрочного таргета фигурирует отметка 8,75.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/20656/posts/62298