Китай может не оправдать надежды производителей сои
В этом посте я представлю макровзгляд на ситуацию в Китае и проанализирую возможные последствия выявленных тенденций для рынка сои.
11 декабря 2001 года КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО). С этого дня страна с самой высокой численностью населения в мире уверенно встала на путь превращения плановой экономики в рыночную, и весьма в этом преуспела. За десяток лет непрерывного роста Китай превратился в крупнейшего мирового импортера металлов, нефти, цемента, а также сельскохозяйственной продукции. Результат повышенного спроса на сырьевые товары отражает сводный индекс цен на сырье Bloomberg Commodity Index, который с 2001-го по пик в 2008-м увеличился на 161%. В частности, цена на сою за тот же период выросла на 290%, а доля китайского импорта соевых бобов на мировом рынке достигла 64%. Ухудшение мировой конъюнктуры после кризиса в 2008 году привело к тому, что китайская промышленность сократила спрос на сырье, что повлекло снижение мировых цен, в том числе на сельхозпродукцию. К 2011 году цены восстановились, а сейчас вновь оказались на уровне 2001-го. Что это — конец суперцикла?
Тогда, в 2008 году, одной из первых мер, принятых китайским правительством, стало снижение учетной ставки с 7,2% до 5,31% с сохранением этого уровня в течение 2 лет. Мягкая кредитно-денежная политика принесла результаты — объемы кредитования росли по экспоненте, и на июль 2015 года корпоративный долг китайских компаний достиг $14,2 трлн (больше чем в США) или порядка 140% ВВП. Разумеется, данный процесс сопровождался увеличением объема денежной массы. Если рассмотреть соотношение выданных кредитов к росту ВВП, то в докризисный период 2008 года каждый кредитный юань производил 0,8 юаня ВВП, теперь — только 0,2 юаня. Получается, чтобы сохранять рост экономики на докризисном уровне, темпы кредитования должны увеличиться в четыре раза. На мой взгляд, более мягкая денежная политика на данном этапе уже не сможет принести такого эффекта.
Источник: tradingeconomics.
Как иллюстрирует график ниже, изменения китайского индекса цен производителей с 2012 года вошли в отрицательную зону, сигнализируя о снижении спроса на сырье. Начиная с 2001 года, центральный банк Китая планомерно снижал учетную ставку, доведя ее до нынешнего уровня в 4,85%, что, кстати, даже ниже показателя 2008-2010 годов. Однако темпы роста ВВП не улучшились, а индекс цен производителей даже ускорил свое снижение.
Источник: tradingeconomics.
Но все вышеперечисленное было только поводом для размышлений о будущем, поскольку китайский фондовый рынок рос. И вот настал июнь, и Shanghai Composite потерял 45% капитализации. Стоит отметить, что в отличие от промышленного бума 2008 года причиной роста фондового рынка Китая в 2015 году стало переключение вливаний сбережений населения на покупку акций. По некоторым данным, в Китае 80% инвестиций в фондовый рынок осуществляют частные лица. Порядка 140 млн счетов открыто на Шэньчжэньской бирже, 112 млн на Шанхайской, а число трейдеров превышает количество членов Коммунистической партии. Мелкие брокерские компании не утруждали себя глубокими расчетами мультипликаторов прошедших IPO молодых китайский компаний, а просто покупали то, что росло вчера. Некоторые акции на пике достигали P/E на уровне x70. Но когда это закончилось, и рынок покатился вниз, оказалось, что близкого дна нет. И в этой ситуации для удержания рынка китайские власти применили все административные меры, включая угрозы уголовным расследованием тем, кто распространяет негативные прогнозы о будущем китайской экономики. На мой взгляд, привлекательней от этого рынок не стал, уверен, и китайские власти это понимают, но они пытаются избежать чего-то еще более страшного, чем потеря привлекательности для инвесторов.
А вот и первые симптомы. По итогам первых семи месяцев текущего года объем внешней торговли Китая сократился на 7,3% г/г, до 13,63 трлн юаней (около $2,19 трлн), при этом объем импорта упал на 14,6% г/г. На текущий момент преждевременно заключать, что китайская экономка вошла в рецессию. Но определенные структурные проблемы очень вероятны, и это откладывает отпечаток на любую долгосрочную стратегию на рынке с сырьевыми товарами. Более того, я считаю, что в реальности сырьевые рынки с 2008 года находятся в фазе снижения, а рост с 2009-го по 2011-й был своего рода коррекций после резкого обвала в 2008-м. И сейчас нет предпосылок утверждать, что хотя бы дно достигнуто.
Как я упоминал ранее, Китай является крупнейшим импортером сои в мире. Его доля достигает 64%. При этом мировое предложение сои в 15/16 МГ, согласно прогнозу, составит 400,6 млн тонн, то есть увеличится на 6,12%, а рост мирового внутреннего потребления составит лишь 3,4%. В такой ситуации любое снижение спроса со стороны Китая окажет существенное влияние на спрос, а значит, и на цену. Текущая цена фьючерса сои на СВОТ составляет $9,50 за бушель. Учитывая, что рынок очень восприимчив к погоде, вполне может быть рывок центов на 50 вверх. Однако, учитывая глобальное снижение спроса на сырьевые продукты, а также принимая во внимание рекордные переходящие остатки сои, на горизонте планирования 6 месяцев я вижу неизбежным снижение цены фьючерса СВОТ до уровня $8 за бушель.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22614/posts/61148