Хроники российских эмитентов: Первые кризисные банкротства
Прошедшая неделя (с 6-го по 10 июля) была наполнена политическими событиями. Сначала нашу страну посетил президент США Барак Обама, затем российский президент сделал ряд громких заявлений на саммите G8. Для бизнеса же продолжался сезон общих собраний акционеров.
Впрочем, некоторые компании сумели разбавить эту акционерную рутинность. Так, нефтяники, наконец, представили свою точку зрения по поводу ценообразования на рынке нефтепродуктов.
7 июля глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что ФАС подталкивает к введению в РФ госрегулирования цен на нефтепродукты
По словам Алекперова, компания находится в контакте с руководством ФАС по этому вопросу и старается объяснить свою позицию, но пока «не находит понимания». «Закон нечетко трактует понятие сговор и доминирование, непонятно, кто это определяет. Нас подталкивают к тому, что будет госрегулирование цен на нефтепродукты», - отметил глава ЛУКОЙЛа.
Это первый отклик нефтяников с тех пор как ФАС в ноябре 2008 года наложила оборотные штрафы на ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Роснефть и Газпром нефть за установление высоких цен на нефтепродукты. До этого компании высказывали свое мнение по этому поводу только арбитражным судьям.
На прошлой неделе страна узнала о первых жертвах кризиса.
6 июля арбитражный суд Красноярского края признал авиакомпанию KrasAir банкротом
Арбитражный суд удовлетворил заявления ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), ООО «ТД «Топливное обеспечение аэропортов» и ООО «Финсервис» и признал KrasAir банкротом. На предприятии введено конкурсное производство. Имущество компании будет реализовано для того, чтобы погасить долги компании. ИФК предъявил компании претензии по задолженности лизинговых платежей в сумме 92 млн рублей, ТД «Топливное обеспечение аэропортов» обратилось за взысканием долга за топливо в размере 29 млн рублей, Финсервис указывает на 5,2 млн рублей задолженности авиакомпании за лизинг самолетов.
Но одной компанией дело не ограничилось.
9 июля арбитражный суд Омской области принял решение признать авиакомпанию «Омскавиа» банкротом и ввести на предприятии конкурсное производство
Имущество омского перевозчика будет продано, но его хватит закрыть только треть всего долга авиаперевозчика. Сумма задолженности перед 39 кредиторами - 406 миллионов рублей.
С начала кризиса, пожалуй, это первые громкие банкротства. Впрочем, и KrasAir, и Омскавиа к жертвам кризиса можно причислить с большой натяжкой. Напомним обе компании входили в печально известный холдинг AiRUnion. Как писал БКС Экспресс, согласно заключению Счетной палаты, причиной банкротства компаний стал не столько кризис, сколько неэффективное управление авиакомпаниями. Схлопывание же рынка заимствований стало лишь спусковым крючком.
Кстати, о заимствованиях. Судя по новостям, российские компании пользуются кредитами достаточно активно.
7 июля Банк ВТБ Северо-Запад предоставил Северстали кредит в размере 1,99 млрд рублей на пополнение оборотных средств
Средства предоставлены в форме возобновляемой кредитной линии сроком на 2 года. Предыдущий кредит в размере 2 млрд рублей банк предоставил Северстали в декабре 2008 года. Он также был предназначен для пополнения оборотных средств компании.
При этом популярны не только кредиты, но и облигационные займы.
7 июля S&P присвоило рейтинг BB+ предстоящему выпуску облигаций ВымпелКома на 10 млрд рублей
Облигации будут выпущены ООО «ВымпелКом-Инвест» сроком на 5 лет, полностью под гарантии ОАО «ВымпелКом». Ожидается, что привлеченные средства компания направит на финансирование текущих операций компании и рефинансирование краткосрочного долга компании, эмитированного в валюте.
С одной стороны, то, что российский бизнес продолжает занимать – это хорошо. С другой стороны, пока продолжают доминировать кредиты на поддержание текущей деятельности и рефинансирование прежних долгов, а не кредиты на развитие. И тем не менее инвестиционные займы все же имеют место быть.
9 июля Полиметалл привлек кредит в $9,3 млн на покупку оборудования для месторождения Албазино в Хабаровском крае
Кредит предоставил НОМОС-БАНК. Средства пойдут на покупку шести мельниц для строящейся на месторождении Албазино (Хабаровский край) золотоизвлекательной фабрики. Оборудование приобретается у финской компании Outotec Minerals Oyj. Плавающая процентная ставка по кредитному соглашению составляет 6-месячный EURIBOR + 4,85% годовых. Основной долг должен быть погашен в течение 5 лет после ввода мельниц в эксплуатацию на месторождении Албазино.
На этом Полиметалл останавливаться не собирается. В ближайшее время будут новые покупки оборудования. С учетом общей суммы вышеупомянутых контрактов Полиметалл оценивает, что общая сумма кредитов составит приблизительно 25 млн евро.
Напоследок, еще одна новость об инвестиционном проекте российской компании.
ТМК изучает возможность строительства трубного завода в Африке
8 июля коммерческий директор Трубной металлургической компании по экспорту Дмитрий Черниченко заявил, что ТМК изучает возможность строительства крупного трубного завода в Нигерии, Алжире или ЮАР. По его словам, стоимость предприятия может составить от $200 млн до $1 млрд.
Столь экзотический континент для инвестиций ТМК выбрала неспроста. Как ожидает компания, потребность Африки в трубах для нефте- и газопроводов, на которые ориентирована ТМК, в ближайшие два года удвоится. В 2009-2010 годы потребуется 7,756 км стальных труб против 3,446 км в 2007-2008 годах.
Можно только порадоваться за компанию, которая уже сейчас готовится к окончанию кризиса.
Елена Калиновская, обозреватель БКС Экспресс
Источник: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/hroniki-rossiyskih-emitentov-pervye-krizisnye-bankrotstva