КАМАЗ: рост чистой прибыли бывает обманчив
По итогам деятельности за первые 6 месяцев текущего года КАМАЗ сократил выручку на 34,7% до 30 млрд руб., даже несмотря на обвальное падение рынка грузовиков. Это следует из опубликованной бухгалтерской отчетности по стандартам РСБУ. По предварительным данным, отечественный рынок грузовых автомобилей массой 14-40 тонн просел за этот период на 64%, до 13 500 штук, что, впрочем, позволило КАМАЗу за год увеличить свое присутствие на российском рынке с 43,3% до 56%.
Однако при пересчете на абсолютные величины радоваться компании особо нечему: автозавод за полгода продал всего 7 600 грузовиков, что более чем двое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин во время Петербургского международного экономического форума признался, что, несмотря на сложную ситуацию с продажами, он надеется на более обнадеживающие результаты во второй половине года. Скорее всего, эти надежды связаны с возможным улучшением ситуации в российской экономике, вслед за которым появится и инвестиционный спрос. От последнего традиционно очень зависим отечественный рынок грузовиков.
Рост чистой прибыли КАМАЗа по РСБУ за 1-е полугодие 2015 года почти в 15 раз, до 161,6 млн руб., не должен вводить в заблуждение, так как является по большей части чисто техническим событием. За первые шесть месяцев 2014 года КАМАЗ выплатил требуемый утилизационный сбор, который попал в соответствующие статьи расходов компании, а субсидии от государства на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей Евро-4 и другие нужды получил только за 1-й квартал, из-за чего расходы по утилизационному сбору за апрель-июнь прошлого года фактически оказались непокрытыми. В этом году ситуация стала более прозрачной, и уплата утилизационного сбора теперь компенсируется государством ежемесячно, исключая в будущем возникновение технических проволочек с цифрами.
В любом случае стоит отметить определенные заслуги компании, которая всячески старается уменьшить свои затраты во время этого экономического кризиса и активно работает над повышением эффективности бизнеса. В частности, удалось сэкономить на затратах на электроэнергию, газ, сырье и комплектующие не в ущерб качеству. Также дополнительный доход принесла продажа непрофильных активов, а именно — коммерческих площадей.
Однако главную поддержку КАМАЗу по-прежнему оказывает государство, обеспечивая субсидирование процентных ставок по кредитам на инвестпроекты и государственные закупки техники для ЖКХ. Размеры субсидий, как и прежде, на 30% состоят из средств федерального бюджета и минимум на 5% из регионального. Программа утилизации также приносит свои плоды, обеспечивая компании дополнительный прирост к продажам на уровне 2-3%. Этот эффект мог быть еще более значительным, если бы не определенные злоупотребления, которыми зачастую грешат дилеры. Но это уже совсем другая история.
Акции КАМАЗа в настоящий момент недооценены по сравнению с зарубежными аналогами. Рыночная капитализация компании в несколько раз меньше, чем у западных коллег, а по мультипликатору P/B бумаги КАМАЗа явно недооценены. Это особенность последних лет для отечественного автопрома, которой нужно пользоваться и выделить небольшую часть в своем портфеле под акции российской компании. КАМАЗ является крупным игроком на внутреннем рынке с долей уже около 56%, а значит, будет находиться под защитой государства и в будущем.
Рекомендация по акциям КАМАЗа — покупать. Потенциал роста — 100%.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/60867