Яндекс подвинул Google: что дальше?
Google заключил мировое соглашение с Федеральной антимонопольной службой по иску Яндекса. На эту новость котировки российского поисковика отреагировали ростом свыше 6%. Полагаю, что последовавший за этим откат следует использовать для открытия длинной позиции.
Вкратце напомню суть претензий Яндекса. В 2015 компания обратилась в ФАС с обвинением Google в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке предустановленных приложений в ОС Android. Как считали в Яндексе, Google диктовал свои условия производителям мобильных устройств, использующим ОС Android, заставляя устанавливать на них поисковик Google по умолчанию в ущерб остальным, в частности Яндексу. После двухлетней тяжбы, 17 апреля 2017-го, Google согласился заключить мировое соглашение отказавшись от предустановки своих приложений на мобильных устройствах Android на территории России. Соглашение будет действовать шесть лет и девять месяцев. Иными словами, Яндекс добился возможности для пользователей самостоятельно выбирать основной поисковик.
Почему это решение важно?
Несмотря на разнообразие бизнеса Яндекса в 4-м квартале прошлого года 95% выручки он заработал на рекламе, в том числе — более 73% доходов получено от объявлений, размещенных на собственных сервисах поисковика. Поисковой движок Яндекса является стержневым продуктом, вокруг которого строятся остальные направления деятельности компании. Таким образом, те, кто пользуется поиском Google, вряд ли будет одновременно активно использовать Яндекс.Новости или Яндекс.Почту.
В России, как и во всем мире, происходит смещение интернет-трафика из desktop в mobile. И здесь сохраняется прежнее правило: поисковик определяет другие предпочтения пользователя. На этом направлении до последнего времени у Яндекса не все было гладко.
В России наиболее популярной мобильной операционной системой является Android (61,09%). При этом доля Яндекса как поисковика на этой ОС неуклонно снижалась в пользу Google последние три года.