Главные причины сделать ставку на О’Кей
Кадровые перестановки в продуктовом ритейле в последнее время явление нередкое. Очередная замена произошла в составе топ-менеджмента О`Кей. Операционный директор сети Владислав Курбатов покидает свой пост. Его обязанности разделят между собой два новых операционных директора, которые имеют подобный опыт работы. Один из них Павел Томанек, в 2009-м занимавший пост операционного директора Ленты, входящий в состав членов правления компании Tesco Чехии и Словакии и более двух лет проработавший операционным директором в X5 Retail Group. Второй — Иван Стык, также входивший в руководство Tesco Восточно-Европейского дивизиона. Напомню, что в апреле этого года с поста СЕО ушел Тони Майер, после чего компанию возглавил Хейго Кера. Еще раньше, в октябре 2014-го, сменился коммерческий директор компании. Им стал Анжелло Турати, работавший ранее в Metro в Хорватии и в X5 Retail Group в должности коммерческого директора.
Смена операционного директора стала результатом неудовлетворительных операционных и финансовых показателей последних отчетных дат.
И в самом деле, динамика операционных показателей за последние года выглядят не очень убедительно.
Компания увеличивает число торговых точек, однако этот процесс замедляется. Доля собственных магазинов О`Кей на конец 2014 года составила 42,6%, остальные площади сеть берет в аренду, а издержки по этой статье формируют значительную часть затрат в рознице наряду с расходами на персонал. Компания также несет большие затраты на перевозку товаров, поскольку сотрудничает со сторонними транспортными компаниями. Напомню, что основные российские конкуренты ритейлера развивают свои дистрибуционные центры и логистические активы.
Также необходимо заметить, что компания оперирует лишь в двух форматах: гипермаркеты и супермаркеты. Это ограничивает для нее возможности диверсификации на фоне таких конкурентов, как X5 Retail Group и Магнит, развивающих все форматы розничной торговли. Однако менеджментом О`Кей была заявлена концепция открытия магазинов формата дискаунтера под названием «Да». До конца этого года планируется открыть примерно 35 таких магазинов в Москве и области.
Помимо прочего О’Кей фиксирует замедление роста трафика, а динамика среднего чека подвержена сильным колебаниям. За 2014 год компания продемонстрировала отток трафика и, как результат, падение LFL-выручки. К тому же в 1-м полугодии года текущего компания пострадала от продуктового эмбарго, объявленного Россией в отношении некоторых товаров иностранного производства.
Что касается финансовых показателей в динамике, то компании удается наращивать выручку (присутствие инфляционного эффекта торговой корзины), однако и в этом показателе присутствует тенденция к замедлению. Практически параллельно выручке увеличиваются и расходы COGS и SG&A. При этом рентабельность компании находится на среднем по отрасли уровне. Маржинальность операционной прибыли варьируется около 6%, маржинальность EBITDA примерно равна 8%. За последние восемь лет компания продемонстрировала чистый убыток лишь в 2008 году, когда он составил 2,93 млрд руб.
Судя по мультипликатору EV/EBITDA, компания торгуется с 29%-м дисконтом к общей выборке, в которую включены аналоги с развитых рынков и с развивающихся рынков.
Развитие O’Kей в целом замедляется, однако есть позитивные тенденции. Так, разгон инфляции играет на руку ритейлеру, емкость рынка продуктовой розницы в России позволяет наращивать показатели, поскольку доля крупнейших игроков менее 25%. Менеджмент ищет способы диверсифицировать бизнес, в частности, путем запуска нового формата магазинов в низком ценовом диапазоне. Компания ощутила давление от продуктового эмбарго, но в дальнейшем, как мне кажется, данная проблема решится путем налаживания сотрудничества с другими поставщиками. Приход новых операционных директоров, возможно, повысит эффективность бизнеса розничной сети. Учитывая, что бумаги O’Kей торгуются со значительным дисконтом рекомендую их покупать.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24526/posts/62126