Долговой рынок: «штиль» сохранится до заседания ФРС
Одними из наиболее торгуемых бумаг на прошлой недели были процентные документарные облигации одиннадцатого выпуска ОАО РЖД, что связано с насыщенным новостным фоном вокруг монополиста. В среду министр экономического развития Алексей Улюкаев озвучил свою оценку нового финансового плана железнодорожников, который предусматривает повышение тарифов на 10% и более скромный по сравнению с предыдущим размер субсидий (40 млрд руб. против 140 млрд руб., которые озвучивал прежний глава компании Владимир Якунин, указывая, что без них выйти на безубыточность в 2016 году не получится). «Коллеги из РЖД уже вернулись на почву реальности»,— заявил Улюкаев. Судя по всему, преемник Якунина Олег Белозеров находит больше внутрисистемных возможностей для работы в кризисной ситуации. В Минэкономразвития разработан план широкой реформы тарифов на грузовые перевозки, который вводит тарификацию по весу вагона (предполагается, что это стимулирует владельцев к обновлению парка), изменит перекрестное субсидирование дальних перевозок грузов разных классов (сейчас перевозки угля и руды дешевле, чем нефти), выровняет ставки в зависимости от расстояния (сейчас чем дальше, тем дешевле) и т.д. Эта реформа в основном подверстывается под кризисную ситуацию на сырьевых рынках и призвана снизить зависимость объемов перевозок от текущей конъюнктуры. Фактически под параметры ее реализации государство и готово субсидировать перевозчика. Понятно, что меры эти вынужденные, равно как и шумная кадровая перестановка, но есть надежда, что реформа по крайней мере будет реализована на практике, хотя нетрудно предсказать, что ни о какой безубыточности в 2016 году речи идти не может, и 40 млрд руб. дело в конечном итоге не ограничится. Но сам маховик запущен, и это главное, неопределенность вокруг госучастия в реформе снята. Поэтому ближние выпуски облигаций (RU000A0JQ177; погашение — 18.11.15, э.д.п. — 11,42%, цена — 99,4% на закрытии торгов в пятницу) растут довольно уверенно уже вторую неделю подряд (доверие к будущему эмитента постепенно восстанавливается). Кроме этого выпуска инвесторам будут интересны РЖБ-БО-3 (погашение в 2030-м, ближайший купон — 20.11.15), у которых есть хороший потенциал роста, суда по двухнедельной динамике, они как раз начали рост.
По-прежнему пользуются интересом облигации Трансаэро и Мечела. Аэрофлот получил операционный контроль над Трансаэро, одновременно столкнувшись с понижением собственного долгосрочного рейтинга от Fitch с BB- до B+ с негативным прогнозом, поскольку агентство оценивает фактор приобретения, как негативный из-за увеличения соотношения общей задолженности к сумме денежных средств от операционной деятельности (FFO). Тем временем, бумаги Трансаэро третьего выпуска (RU000A0JU930, с погашением в 2018 году), скорректировавшись после волатильности и пика на прошлой неделе (93,2%), продолжают рост (85,5% по итогам торгов в пятницу). Есть основания полагать, что они вернутся к отметке 90-91% уже на будущей неделе, тем более что уже появились некоторые ростки понимания кредиторами Трансаэро текущей ситуации и намеки на готовность обсуждать реструктуризацию с новым собственником. Например, в четверг об этом заявил председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев, отметив также, что на будущей неделе рассчитывает обсудить с Аэрофлотом судьбу своего пакета акций Трансаэро, причем он не исключает, что оставит за собой принадлежащие ему 4,8%, то есть позитивно оценивает будущее компании после смены мажоритариев. Хорошей новостью является и то, что Аэрофлот не намерен сворачивать заявленные рейсы Трансаэро, чего опасались пассажиры, то есть не готов резко перекраивать систему текущей операционной деятельности своего бывшего конкурента.
Также всю неделю, как и ожидалось, падали облигации Мечела. Торговался в основном семнадцатый выпуск, бумаги которого потеряли около 3,5 п.п. в ходе торгов, закрывшись на отметке 56,99% в пятницу. Из положительных новостей стоит отметить только отчет компании за 2-й квартал 2015 года, который рапортует о чистой прибыли впервые с 2012 года ($34 млн). Впрочем, на фоне происходящего это вряд ли поможет хоть где-нибудь, кроме легкого акцента на переговорах с кредиторами. Напомню, что Сбербанк по-прежнему не намерен реструктурировать долг, в отличие от ВТБ и Газпромбанка, о чем сообщил в среду Интерфакс. Пока ситуация со Сбербанком не решена, стоит ожидать дальнейшей отрицательной динамики.
Параметры наиболее торгуемых бумаг на основном рынке за прошедшую неделю приведены ниже.
Таким образом, из новых событий на рынке корпоративных облигаций я бы отметил только движение в сторону реформы РЖД, которое внушает оптимизм. В остальном, как я и писал неделю назад, рынок переживает ситуацию вокруг Мечела и Трансаэро. Разумеется, этот сравнительный «штиль» осталось наблюдать еще только пять торговых дней — до заседания ФРС и решения по кредитной ставке, что потенциально может изменить картину всех мировых долговых рынков в среднесрочной перспективе.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24545/posts/61890