Дикси несет тяжелые потери
Один из крупнейших российских ритейлеров Дикси раскрыл финансовые результаты за 2015 год, ставший для компании далеко не самым удачным, поскольку чистая прибыль упала более чем в семь раз по сравнению с показателем 2014 года, даже несмотря на рекордное количество новых торговых точек.
За отчетный период ритейлер увеличил количество своих магазинов на 513 единиц, до 2708, при этом торговая площадь компании расширилась более чем на 22% г/г, до 907,6 тыс. кв. м. Вкупе с ростом сопоставимых продаж на 3,1% это положительно отразилось на выручке компании, повысившейся почти на 19%, до 272,3 млрд руб. При этом розничная выручка составила 270,5 млрд руб. Наибольший вклад в общий результат внес дивизион Дикси, доход которого увеличился на 21,5%, до 219 млрд руб. Более скромной динамикой отметились дивизионы Виктория и Мегамарт, выручка которых выросла на 11,3% и 6,6% соответственно.
Себестоимость реализации за 2015 год росла опережающими темпами по сравнению с выручкой и в итоге увеличилась на 21%, до 192,6 млрд руб., вследствие роста транспортных расходов, стоимости проданных товаров, а также списания запасов в результате недостач. В результате валовая прибыль ритейлера составила 79,7 млрд руб., превысив показатель предыдущего года на 14,7%.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы Дикси выросли почти на четверть, приблизившись к отметке 74 млрд руб. Львиная доля этих затрат пришлась на арендную плату, увеличившуюся на 39% вследствие открытия рекордного количества новых магазинов. Свою негативную роль сыграли также расходы на персонал (+18%), коммунальные услуги (+24%), амортизацию (+26%), а также затраты на рекламу (+18%) и прочие издержки (+24%). Вполне закономерно, что операционная прибыль Дикси в 2015 году рухнула на 43%, до 5,8 млрд руб.
Доходы ритейлера увеличились на 9%, однако расходы повысились вдвое больше (+18%) в связи с ростом долга. К тому же доля убытков ассоциированной компании составила 136 млн руб. В итоге, ни сократившиеся почти в восемь раз расходы по налогу на прибыль, ни снизившийся убыток от отрицательных курсовых разниц, ни прибыль от выбытия ассоциированной компании в 153 млн руб., не спасли Дикси от значительной потери чистой прибыли, составившей 589 млн руб., против 4,5 млрд руб. годом ранее.
EBITDA упала на 17,6%, до 13,5 млрд руб., рентабельность по этому показателю составила 5% против 7% годом ранее. Этот результат объясняется упомянутым выше ростом затрат на аренду как процента от выручки. В итоге денежный поток ритейлера от операционной деятельности сократился на 23%, а чистый долг увеличился на 27%, до 31,9 млрд руб. Самое печальное, что на фоне падения EBITDA ее отношение к чистому долгу поднялось с 1,5х до 2,4х, и это достаточно тревожный симптом.
В текущем году вряд ли можно рассчитывать на радикальные улучшения ситуации и в российской экономике в целом, и в потребительском секторе в частности. Влияние негативных последствий стагнации покупательского спроса и падения реальных доходов населения сохранится. Конечно, остается надежда на реализацию целевой программы Дикси, направленной на активное наращивание торговых площадей в борьбе за рынок. Рано или поздно рост чистой прибыли должен восстановиться, однако вряд ли кто-то может дать ответ, как долго придется ждать реализации отложенного потенциала, который вызвал бы повышение капитализации компании на российском рынке. Учитывая туманные перспективы восстановления отечественного потребительского сектора и неприлично высокое значение мультипликатора P/E по итогам 2015 года, есть смысл воздержаться от операций с бумагами Дикси до появления более четких сигналов.
Рекомендация по акциям Дикси — «вне рынка».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/67349