Бензиновая лихорадка вновь на повестке дня
Читайте также:
- РЫНОК НЕФТИ: цены на нефть откатилась на слабых данных по запасам
08.10.2009
|08:41
- Нефтяникам расширили зону свободной добычи
07.10.2009
|12:38
Комментарий: Андрей Полищук – ФГ БКС
«ЛУКОЙЛ» перенес планово-предупредительные ремонты на своих НПЗ с сентября на ноябрь 2009 года. Таким образом, компания намерена не допустить скачка цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Об этом сегодня, 8 октября, сообщила пресс-служба компании.
В пресс-релизе так же говорится, что с 1 октября отпускные цены на автомобильный бензин нефтеперерабатывающих заводов «ЛУКОЙЛа» в России снижены на 400-500 рублей за тонну. Уровень наценки при розничной реализации составляет в настоящее время 3500-4000 рублей за тонну и не предполагает роста розничных цен.
Сообщение «ЛУКОЙЛа» стало ответом Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая в начале октября направила нефтяным компаниям письма. В них ФАС до 5 октября попросила объяснить факт «поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе-сентябре 2009 года, а также о мерах, предпринимаемых компаниями для приведения цен к рыночному уровню».
Как говорится в письме ФАС, в июле-сентябре 2009 года в службу поступило более 430 обращений граждан РФ в адрес президента и председателя правительства, а также обращения депутатов Госдумы и губернаторов. Авторы обращений указывают на установление необоснованно высоких цен на бензин.
Согласно данным Росстата, рост потребительских цен на нефтепродукты в 2009 году опережает индекс потребительской инфляции по бензинам АИ-92 и А-76, и несколько отстает по маркам АИ-95 и выше. Вместе с тем, если в течение первых пяти месяцев 2009 года снижение цен происходило относительно медленно (2-3% в месяц), то только за июнь цены вернулись к уровню начала года (увеличились на 6-10%), а затем в течение 2,5 месяцев увеличились еще на 10-12%. В результате цены приблизились к уровню цен «бензинового кризиса» - июля 2008 года (ниже лишь примерно на 3-6%).
В то же время за рубежом, как отмечается в письме ФАС, имела место иная динамика розничных цен на нефтепродукты. В период с июля 2008 года по сентябрь 2009 года в странах Европы и США розничная цена бензина снизилась примерно в 1,3-1,5 раза, дизельного топлива – примерно в 1,5-1,8 раза. Это происходит при минимальных темпах потребительской инфляции.
Однако отраслевые аналитики предлагают взглянуть на сравнение двух стран с другой точки зрения и взять за основу розничные цены на бензин в США и России в американской валюте. «Резкий рост цен на нефть в 2008 году привел к взлету розничных цен на бензин в США: с начала 2008 года по июль 2008 года розничные цены на высокооктановый бензин увеличились более чем на 33%, в то время как цены на 95-й бензин в России прибавили около 14% в рублях и 18% в долларах, - подсчитывает Андрей Полищук, аналитик ФГ БКС. - На конец сентября 2009 года цены на бензин в США по сравнению с концом июля 2008 года упали на 35%, в России же цены снизились на 24% в долларовом выражении».
При этом эксперт обращает внимание на то, что такое соотношение цен существует не один год. «Если мы сравним динамику цен в РФ и Штатах с конца 2007 года в долларовом выражении, то она будет примерно одинаковой: цены на бензин в России снизились на 11%, а в Америке на 13%», - говорит Полищук.
Так что вопрос роста цен в России и за рубежом, не столь однозначен, как кажется на первый взгляд.
ФАС уже более года ведет «войну» с нефтяными компаниями, но до сих пор консенсус не достигнут. При антимонопольном органе создана рабочая группа, которая пытается найти «золотую середину» в ценообразовании на внутреннем рынке нефтепродуктов. Так, ФАС предлагает нефтяникам перейти на единый принцип формирования цен на нефтепродукты на уровне цен экспорта. То есть экспортная цена минус экспортнная пошлина и затраты на транспортировку.
Однако специалисты «ЛУКОЙЛа» утверждают, что такой принцип приведет к убыточности большинства НПЗ и сокращению объема производства нефтепродуктов в России.
«Принцип формирования цен на нефтепродукты на уровне цен экспорта, несомненно, снизит рентабельность российских перерабатывающих активов, - соглашается с нефтяниками Андрей Полищук. - Стоит также учитывать различия в налогообложении, производственных мощностях и концентрации НПЗ на территории стран – по всем этим параметрам российский рынок уступает тому же американскому».
Елена Калиновская, обозреватель БКС Экспресс
Источник: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/benzinovaya-lihoradka-vnov-na-povestke-dnya