Банковский кризис в Греции, или Трагедия районного масштаба
Противостояние между Еврогруппой и правительством Алексиса Ципраса вплотную приблизилось к логическому завершению, и игрокам более-менее понятно, каким оно будет. Даже если в течение сегодняшнего дня Греция каким-то чудом сможет погасить очередной транш в 1,55 млрд евро, программа финансовой помощи ей все равно прекращена, так что дефолт в целом неизбежен.
В настоящее время обсуждается уже не сама программа помощи и не договорный процесс, а последствия греческого дефолта для еврозоны. Wall Street Journal отмечает, что одной из прямых угроз остается состояние греческой банковской системы на фоне кризиса, которая до сих пор работала почти исключительно на той ликвидности, которую предоставлял ЕЦБ. Напомню, что накануне правительство Греции ввело ограничения на снятие наличных, как это происходило еще недавно в аналогичной ситуации на Кипре.
В этой связи интересно будет посмотреть, как сказывается обстановка на греческих банках, опираясь на некоторые показатели открытой статистики Bank of Greece.
Во-первых, подтвердим опасения WSJ относительно ограничений на движение капиталов. Действительно, если обратиться к данным о депозитах и вкладах в пассивах банковской системы Греции, видно, как стремительно уменьшается показатель, в динамику которого наибольший вклад вносит активность населения и корпоративного сектора.
Естественный интерес к сохранению позиций вкладчиками утерян, и с ноября 2014 года фактически наблюдаются предпосылки к панике, что, в принципе, понятно на фоне давней устойчивой динамики ставок привлечения капитала греческими банками, темпы падения которых опережают среднеевропейские показатели. С конца прошлого года греческие банки пережили отток вкладов в размере 37 млрд евро, из которых около 24 млрд пришлось на вклады домохозяйств. Закономерно выводят средства из банковского сектора и нерезиденты, главным образом из-за пределов зоны евро.
В то же время портфель кредитов греческих банков хотя и сокращается (в силу сжатия всей системы в целом), но явно не так же стремительно, как портфель вкладов, даже принимая во внимание отток средств последнего полугодия. Именно поэтому тезис о том, что банковская система Греции живет фактически за счет ликвидности ЕЦБ (а не за счет своего естественного рынка) верен.
Из графика выше видно, какими темпами в последнее время абсорбируют ликвидность, предоставляемую ЦБ, греческие банки. При этом сам регулятор вынужден был конъюнктурно наращивать портфель обязательств перед банками еврозоны.
Фактически то, что мы наблюдаем с конца прошлого года — это самый настоящий обвал банковской системы Греции, которая до сих пор выдерживала отток вкладчиков только за счет монетарных мер ЕЦБ и других финансовых институтов Евросоюза.
Одновременно банки Греции подстерегает и другая опасность. Самый стабильный показатель портфеля кредитов в системе — ипотечные кредиты: на протяжении последних двух лет их доля составляет около 30% в общем объеме. Однако одновременно мы можем наблюдать падение индексов цен на недвижимость на греческом рынке.
Пока Греция является членом еврозоны, этот фактор, безусловно, отражающийся на стоимости обеспечения портфеля, мало влияет на показатели оперативной ликвидности банковской системы. Между тем, если страна будет вынуждена покинуть еврозону, рыночные риски в этой части оценок неизмеримо возрастут.
Известно, что в эти выходные население активно атаковало банкоматы, аннулируя счета в опасении за стабильность банковской системы. Хотя ЦБ Греции уверенно поставляет ликвидность в систему, понятно, что долго так продолжаться не будет.
В любом случае угроз банковской системе Греции достаточно много, хотя переоценивать влияние ее коллапса финсектор Евросоюза не стоит. Откровенный алармизм здесь неуместен хотя бы потому, что валюта агрегированного баланса банков Греции составляет 1,03% от общеевропейского показателя. В европейском масштабе банковская система Греции очень мала, так что даже если она рухнет, на еврозону в долгосрочном периоде существенного влияния это не окажет. Разумеется, дефолт по обязательствам Греции и его давление на еврозону способны в моменте обвалить евро по отношению к корзинам основных валют, но ситуацию никак нельзя считать катастрофической для экономики альянса в целом.
В случае если дефолт состоится и ситуация не получит рационального разрешения с участием всех сторон, в паре евро/доллар стоит ожидать волатильности и падения до уровней марта 2015 года, то есть до 1,04-1,05 USD, где действует сильный уровень фундаментальной поддержки.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24545/posts/59772