Банки не хотят спрашивать согласия клиентов
Банковское сообщество под эгидой ассоциации "Россия" направили в ЦБ письмо с предложением запрашивать кредитные истории без обязательного согласия клиента банка в бюро кредитных историй (БКИ).
Согласно сообщению газеты "Коммерсант", банкиры предлагают сделать однажды полученное согласие от клиента на запрос в БКИ бессрочным. Сейчас оно действует в течение двух месяцев с момента получения или до окончания кредита в случае его выдачи. Кроме того, в случае, если граждане состоят в клиентской базе банка, предлагается отменить необходимость получения их разрешения на запрос кредитных данных.
ЦБ готов обсуждать выдвинутые предложения, если банкиры предоставят обоснованную аргументацию. Зампред Банка России Михаил Сухов пояснил, что в получение согласия заемщика превратилось в формальность, так как при отказе клиента на запрос в БКИ кредит не выдадут.
"В то же время логично, чтобы данные о кредитной истории заемщика раскрывались в момент его обращения за кредитом",— подчеркивает Сухов.
"Надо уважать тех, кто не хочет получать предложения о кредите по инициативе банка, защитить их от агрессивного маркетинга и вмешательства в частную жизнь",— считает он.
Привести аргументы для банкиров будет довольно сложной задачей, так как для них основная выгода такого изменения – возможность формировать предодобренные предложения без участия клиента. Как раз от этого хочет защитить граждан ЦБ, но, тем не менее, не отказывается от рассмотрения предложения, что является позитивным сигналом для банкиров.
По мнению правозащитников, отказ от согласия на получение кредитной истории несет в себе опасность для граждан. По словам председателя Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, само согласие клиента на запрос в БКИ является барьером для новой волны навязывания кредитов, которая может повлечь за собой дефолт заемщиков из-за финансовой неграмотности.
"Сейчас все-таки надо заставить заемщика прийти в банковское отделение, пообщаться с кредитным менеджером, и если человеку в принципе не нужен кредит, он не станет этим заниматься",— говорит господин Янин. По его словам, предодобренные варианты провоцируют заемщика воспользоваться кредитом, и он не всегда понимает, что деньги придется вернуть.
БКС Экспресс
Источник: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/banki-ne-khotiat-sprashivat-soglasiia-klientov