АВТОВАЗ заглох надолго
Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей продолжает испытывать серьезные трудности: за девять месяцев текущего года было продано всего 1 млн единиц этой техники. Сокращение авторынка с января по сентябрь на 14,4% в годовом выражении можно считать очень слабым результатом. Однако можно и попытаться найти позитивные тенденции в виде постепенного замедления падения темпов продаж, а также более сильных результатов, чем ожидали пессимисты в начале года.
Продажи АВТОВАЗа за январь-сентябрь составили около 190 тыс. автомобилей, сократившись на 7%, то есть вдвое меньше, чем рынок в целом. Рост продаж связан с популярностью моделей Vesta и Xray, а также со слухами о возможном прекращении господдержки автопрома. Причем из-за кризиса внимание покупателей привлекает прежде всего сегмент машин экономкласса, в котором и работает АВТОВАЗ.
Пользуясь усилившимся интересом к своей продукции, руководство концерна периодически повышает цены на нее. Так, Lada Vesta за последний год дорожала уже дважды, хотя планировалось заморозить цену на эту модель на девять месяцев. Так или иначе, именно этот фактор позволил АВТОВАЗу удержать выручку по МСФО от серьезного падения: за январь-сентябрь она сократилась лишь до 130,5 млрд руб. со 131,2 млрд.
Себестоимость реализации снизилась лишь на 0,5%, до 132,4 млрд руб. Причем из-за стремления к сокращению издержек компания вынуждена порой жертвовать качеством. Например, комплектующие для Lada Vesta решено закупать в Тольятти, тогда как ранее коробки передач для этой модели поставлялись из Франции.
Тем не менее попытки АВТОВАЗа минимизировать себестоимость пока оказываются неудачными. На этом фоне валовой убыток АВТОВАЗа увеличился на 6,2%, вплотную приблизившись к 2 млрд руб. Позитивным моментом назову сокращение административных расходов (зарплата менеджмента, содержание офисов, командировочные и тому подобное) более чем на треть, до 5,6 млрд руб. Благодаря этому операционный убыток сократился до 12,1 млрд руб. по сравнению с прошлогодними 14,5 млрд.
Вместе с тем в «бумажных» статьях отчетности отразились отчисления в резервы под обесценение в объеме почти 19 млрд руб., которых в прошлом году концерн не делал. В Ростехе, которому принадлежит 74,5% уставного капитала АВТОВАЗа, в этой связи пояснили, что важно разделять операционный и «бумажный» убыток, как не влияющий на реальные денежные потоки предприятия. Однако, в связи с тем, что финансовые проблемы компании с каждым годом усугубляются, эти объяснения убедительными не выглядят. Как бы то ни было, чистый убыток АВТОВАЗа, приходящийся на акционеров компании, за девять месяцев вырос в 2,2 раза, установив очередной антирекорд на отметке 34,2 млрд руб.
Руководство и мажоритарные акционеры АВТОВАЗа рассчитывают на планомерное сокращение резервов под обесценение по мере нормализации ситуации на российском авторынке в целом. При условии реализации этого сценария компания может выйти хотя бы на уровень безубыточности. Позитивное влияние на результаты способно оказать выполнение планов автоконцерна увеличить экспорт в 2017 году сразу на 50%, а также дальнейшее сокращение издержек и обновление имиджа компании. Однако пока передовые зарубежные инженерные решения порой вынужденно и с заметным снижением качества заменяются отечественными аналогами, а заявленные планы по продажам продукции за рубеж выглядят излишне оптимистичными.
Мультипликатор EV/EBITDA у АВТОВАЗа находится в отрицательной области, что дает основание для рекомендации «вне рынка» по его акциям.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/73653