АВТОВАЗ: президент новый — проблемы старые
В середине марта состоялось заседание совета директоров АВТОВАЗа, где было принято решение о перестановках в топ-менеджменте. Пост президента в начале апреля покинет Бу Андерссон, его место займет Николя Мор, который с 2000 года работает в Renault. Альянс Renault-Nissan владеет контрольным пакетом акций флагмана российского автомобилестроения, поэтому нет ничего удивительного в том, что президентом назначен сотрудник Renault. У потенциальных миноритарных акционеров АВТОВАЗа появилась надежда на то, что перемены в составе топ-менеджмента позитивно отразятся на операционной деятельности компании и это поддержит спрос на акции.
Последним местом работы Николя Мора была компания Automobile Dacia SA, где он занимал пост генерального директора. Эта компания демонстрирует высокие темпы роста, а порядка 90% выпущенных ею автомобилей поступает на экспорт. Таким образом, есть основания рассчитывать, что Мор способен вывести предприятие из кризиса. К тому же в последние два месяца наблюдается рост котировок энергоносителей, что традиционно является «бычьим» фактором для российского рынка акций. Нефть уже подорожала на 51% с январских минимумов, и трейдеры наращивают длинные позиции в ожидании встречи ключевых игроков рынка в Катаре 17 апреля. И все же, на мой взгляд, инвесторам не стоит обольщаться. Среднесрочные перспективы российской автомобилестроительной отрасли в целом и АВТОВАЗа в частности негативны.
Источник: данные Росстата и АВТОВАЗа.
В последние два года в России наблюдается падение реальных доходов населения, что ведет снижению потребительской активности. Когда инфляция сильно опережает номинальную заработную плату, люди вынуждены отказываться от дорогостоящих покупок. В начале года министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что за чертой бедности оказалось 19 млн россиян. Негативный тренд подтверждает и ассоциация Российские автодилеры, опубликовавшая данные о том, что в 2015 году в стране закрылось 250 салонов. Главным аутсайдером стал именно АВТОВАЗ, который закрыл 66 своих торговых площадок. Association of European Businesses в своем релизе за прошлый год указала о падении продаж автомобилей в РФ на 35,7%. В новом году негативная тенденция продолжается: за первые два месяца текущего года продажи Lada сократились на 16% г/г.
Нельзя обойти стороной и рост задолженности по заработной плате. По данным Росстата, на 1 марта текущего года работодатели задолжали сотрудникам 3303 млн руб., или на 14,8% больше, чем годом ранее. В таких условиях трудно ожидать усиления потребительского спроса.
По финансовым показателям АВТОВАЗ входит в число аутсайдеров российского рынка акций. Минувший год компания завершила с рекордным за всю свою историю убытком, достигшим 73,9 млрд руб. Всего с 2013-го по 2015 год автоконцерном был получен чистый убыток в размере 106,7 млрд руб. Долгосрочный долг компании за последние три года увеличился на 132,9%, до 48,89 млрд руб. При этом акционерный капитал ушел в отрицательную область на 39,2 млрд руб.
За 2015 год выручка от продажи автомобилей на внутреннем рынке сократилась на 6,1%, а на внешнем рынке (за исключением ЕС) — на 33,3%. В целом за последние четыре года флагману российского автомобилестроения удалось нарастить долю только в Евросоюзе. Однако среднегодовой темп роста достаточно низкий — всего 4,67%.
Источник: Google Finance.
Если сравнивать АВТОВАЗ с конкурентами как на внутреннем, так и на внешнем рынке, то и здесь тренд выглядит негативно. По всем ключевым показателям компания уступает своим аналогам. Зарубежные автопроизводители имеют высокую рентабельность акционерного капитала, в разы превышающую доходность по государственным облигациям. Российские компании этим похвастаться, увы, не могут. Таким образом, неблагоприятный фундаментальный фон не позволяет покупать акций АВТОВАЗа. Тем инвесторам, которые держат в своих портфелях бумаги данной компании, я рекомендую их продавать.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/22555/posts/67163