АВТОВАЗ: из темного прошлого в туманное будущее
Прошедший год стал четвертым подряд, когда продажи новых легковых автомобилей в нашей стране шли вниз. Правда, в 2016-м падение показателя замедлилось с 35,7% годом ранее до 10,9%. Это объясняется позитивным влиянием программ господдержки, стабилизации отечественной экономики и реализации отложенного спроса на легковые машины после тяжелейших нескольких лет для всех российских автопроизводителей.
Примерно каждый пятый новый автомобиль, проданный в России в 2016 году, сошел с конвейера АВТОВАЗа. За год концерн продал 266,23 тыс. автомобилей, или на 1% меньше, чем в 2015-м. Доля Lada на отечественном рынке, по данным самой компании, расширилась на 2,2 п.п., до 20%. По подсчетам АЕБ этот результат чуть скромнее — около 18,7%.
Три представителя модельного ряда Lada в прошлом году попали в десятку самых продаваемых автомобилей. Объемы реализации продукции АВТОВАЗа выросли и в Москве и Санкт-Петербурге, где потребители, как правило, делают выбор в пользу иномарок.
Несмотря на двузначные темпы падения продаж машин и комплектующих, годовая выручка АВТОВАЗа по МСФО за прошлый год выросла на 4,8%, до 184,9 млрд руб. Это произошло исключительно благодаря повышению цен на новые модели Vesta и X-RAY. При этом 95,4% выручки, или 176,4 млрд руб. получено в России. Экспорт же сократился почти 45% из-за резкого падения реализации на основном зарубежном рынке сбыта — в Казахстане, где был введен утилизационный сбор, сильно ударивший по продажам новых легковушек.
Глава автоконцерна Николя Мор заявил, что в планах компании на 2017-й запустить производство универсала Lada Vesta и нарастить увеличить экспорт продукции сразу на 50%. Напомню, АВТОВАЗ на сегодняшний день реализует свою продукцию в 32 странах. За год компания продала за рубежом всего 18,5 тыс. машин. В странах СНГ и на постсоветском пространстве продукция компании более ли менее востребована, а экспорт в Европу носит скорее имиджевый характер.
Себестоимость реализации по сравнению с выручкой росла почти вдвое медленнее и повысилась лишь на 2,5%, до 186,8 млрд руб. Это позволило АВТОВАЗу втрое, до 1,90 млрд руб., сократить валовый убыток. Снижение административных расходов с 11,2 млрд руб. до 8,0 млрд способствовало уменьшению операционного убытка почти на 40%, до 40,6 млрд руб.
Говоря о главном финансовом итоге АВТОВАЗа в 2016 году, нужно отметить сокращение убытков, приходящихся на акционеров с 73,8 млрд до 45,2 млрд руб. Несмотря на это концерн по-прежнему очень далек от выхода на прибыльность. Исполнительный вице-президент АВТОВАЗа по финансам Штефан Мауэрер в качестве главных причин, оказавших влияние на чистую прибыль, назвал оптимизацию производства, увеличение производительности труда, оптимизацию схемы работы с поставщиками и снижение затрат на общехозяйственные и административные расходы.
Главной целью АВТОВАЗа на сегодняшний день является выход на безубыточность к 2019 году. Достичь этой цели удастся только при условии ощутимого роста всего российского авторынка. Таким образом, акции компании не походят консервативным инвесторам ввиду ее туманных финансовых перспектив на ближайшие годы, непредсказуемого влияния целого ряда внешних факторов и полного отсутствия дивидендов. Чтобы как-нибудь заинтересовать инвесторов, АВТОВАЗу необходимо хотя бы получить операционную и валовую прибыль. Кроме того, основные финансовые мультипликаторы компании P/E и EV/EBITDA находятся в отрицательной области, что дает основание лишь для рекомендации «вне рынка».
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24457/posts/75014