Tikr

Закрыть

Войти на сайт

email: пароль

Зарегистрироваться?

Авиаперевозчикам небо с овчинку покажется

напечатать

12 фев 19:17

В российской авиационной отрасли развивается самый настоящий кризис, который в итоге может обернуться серьезными потрясениями для целого ряда перевозчиков. Ожидается, что по итогам 2014 года российские авиакомпании могут получить суммарный убыток в размере 30 млрд руб. Всему виной девальвация рубля, которая стремительно набирала обороты в течение последних 12 месяцев, дорогое топливо, а также введенные рядом западных стран санкции против России. И если по итогам 2014 года пассажирские авиаперевозки увеличились на 10,2%, до 93,18 млн, то уже в начале нынешнего года этот показатель начал стремительно падать. По крайней мере уже известно, что с начала текущего года продажи авиабилетов обвалились сразу на 20-30% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Больше всех ввиду уменьшения количества желающих отправиться за границу при нынешних высоких валютных курсах пострадал, естественно, сектор международных перевозок.

Если ситуация и дальше будет развиваться по такому неблагоприятному сценарию, то по итогам 2015 года объем авиаперевозок в России может несколько снизиться с тех многолетних максимумов, на которых находится сейчас.

Чтобы помочь российской авиационной отрасли, находящейся сейчас в состоянии рецессии, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) не так давно направила письмо в адрес правительства РФ с просьбой оказать господдержку через внедрение механизмов возврата процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий, а также уменьшение налоговой нагрузки с помощью полного снятия НДС с тарифов на авиабилеты. Также АЭВТ, представляющая интересы всех авиаперевозчиков, в качестве основного требования предложила отменить аэропортовые сборы, что позволит авиакомпаниям сэкономить дополнительно около 50 млрд руб.

Идея, безусловно, правильная и своевременная: участникам рынка просто необходимо объединяться для выработки совместных с правительством антикризисных мер. При этом в Росавиации сразу же уточнили, что претендовать на господдержку смогут только российские авиакомпании, которые будут оптимизировать свой бизнес и сокращать расходы. Прежде всего речь идет о повышении производительности труда, оптимизации маршрутных сетей и сокращении раздутого административно-управленческого аппарата. При этом высококвалифицированные кадры, среди которых пилоты, инженеры и другие специалисты, авиакомпаниям необходимо сохранить.

Однако две крупнейшие российские авиакомпании — Аэрофлот и сибирская S7 по непонятным причинам несколько дней назад отказались от подписания этого документа, организовав тем самым своеобразный демарш. На фоне их прежних заявлений, в которых они выступили против точечной поддержки государством компаний ЮТэйр и Трансаэро, это выглядит несколько противоречиво. Судя по всему, на рынке авиаперевозок все больше проявляются признаки передела рынка. Ведь совершенно очевидно, что без антикризисных мер некоторые обремененные долгами авиаперевозчики могут покинуть рынок, последующая монополизация которого приведет к еще большим затратам бюджета и дальнейшему повышению тарифов. Напомню, что буквально в январе этого года ЮТэйр, третий на рынке перевозчик, обратился к правительству с просьбой предоставить госгарантии по кредиту для реструктуризации долга, а за некоторое время до этого господдержка была получена авиакомпанией Трансаэро.

Все мы прекрасно помним, что примерно месяц назад Аэрофлот выразил готовность принять шесть новых самолетов SSJ-100, предназначенных ранее для ЮТэйр. При этом у самого Аэрофлота ситуация сейчас весьма непростая. Из-за резкого увеличения финансовых расходов, связанного с ослаблением российской валюты, и переоценкой долговых обязательств по лизингу компания по итогам девяти месяцев 2014 года показала чистый убыток 3,5 млрд руб. против чистой прибыли 17,2 млрд руб. годом ранее. Долговые обязательства и вовсе перевалили за 100 млрд руб., увеличившись более чем на 40% за минувший год. Поэтому приобретение у ЮТэйр этих шести самолетов SSJ-100 в текущей ситуации для Аэрофлота весьма накладно.

Сейчас у каждой российской авиакомпании свои трудности, и сказать, какая из них сможет выжить в этой финансовой буре, на сегодня проблематично. Однако в любом случае крупным перевозчикам дышится куда легче, чем более мелким, главная проблема которых состоит в том, что они чисто физически не имеют возможности устанавливать конкурентоспособные цены. Этим благополучно и пользуются Аэрофлот и S7, которые буквально на днях объявили о грандиозных распродажах на внутренних направлениях по России. Становится очевидным, что эти две компании, проблемы которых не столь серьезны, как у их ближайших конкурентов, будут бороться до конца, чтобы не проиграть рынок. Ну, а мелким авиакомпаниям наряду с крупными, но обремененными непомерными долгами, придется лишь мириться с убытками и всеми силами бороться за выживание.

В тяжелые кризисные времена, когда даже самые непримиримые конкуренты и игроки других секторов всячески стремятся объединиться, авиаперевозчики действуют фактически себе в ущерб в своем стремлении поделить небо. И если в этой жестокой борьбе победу все-таки одержат авиаперевозчики, опустившие цены на свои услуги ниже границ собственной рентабельности, то это может вызвать эффект мины замедленного действия. Очевидно, что вслед за этим сначала последует взрывной рост цен на авиаперелеты, а затем и сами виновники турбулентности — Аэрофлот и S7 после вытеснения с рынка основных конкурентов с чувством выполненного долга все же будут вынуждены обратиться за господдержкой.

Расчетная цена акции Аэрофлота — $1,92. Рекомендация — «покупать».

Расчетная цена акции Трансаэро — 179,9 руб. Рекомендация — «держать».

Расчетная цена акции ЮТэйр находится ниже нуля. Рекомендация — «продавать».

Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/53001

Добавить комментарий