Аптечные сети борются за покупателя
Маркетинговое агентство DSM Group, специализирующееся на исследованиях фармацевтического рынка, подвело итоги 1-го полугодия 2015 года и представило данные о текущем положении дел в российских аптечных сетях.
По информации агентства, лидером на отечественном рынке аптечной розницы остается входящая в Группу Протек Ригла, получившая с января по июнь выручку 16 млрд руб. и расширившая свою долю рынка за год с 2,97% до 3,40%. На втором месте уверенно закрепились Аптеки 36,6, которая после сделки с A.v.e Group получили 15,5 млрд руб. по итогам 1-го полугодия, обеспечив себе долю 3,2%. Третье место, как и год назад, удерживает сеть Имплозия с оборотом 12,2 млрд руб. и долей рынка 2,5%.
Финансовой отчетности за 1-е полугодие данные компании еще не представили, но уже сейчас можно констатировать, что этот период для российского фармацевтического сектора оказался довольно удачным. Несмотря на снижение покупательной способности, вызвавшее существенное ухудшение спроса на лекарства, объем денежной массы в ряде случаев продемонстрировал двузначный рост. И пока государственные регуляторы во главе с ФАС ограничиваются устными предупреждениями по поводу недопустимости резкого повышения цен, аптеки пользуются моментом и падение выручки легко компенсируют повышением стоимости реализуемых товаров.
Идея продажи лекарственных препаратов в супермаркетах, судя по всему, реализована не будет, и это позитивно для всего сектора. Доказательством того, что система розничной торговли медикаментами останется неизменной, служат слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой о том, что территориальная доступность аптек в стране вполне достаточна. Осталось лишь дождаться решения правительства по этому вопросу, но, скорее всего, никаких сюрпризов оно не принесет, даже несмотря на то, что вице-премьер Игорь Шувалов активно поддерживал эту идею.
В любом случае аптечные сети настроены на реализацию положительного сценария и активно стремятся к укреплению своего присутствия на российском рынке. В частности, Аптечная сеть 36,6 получила приоритетное право размещения на арендуемых площадях Дикси, имея возможность открывать свои представительства в ее магазинах «у дома» и в супермаркетах Виктория. А5 уже давно имеет договор с X5 Retail Group и активно сотрудничает с арендаторами Пятерочки, открывая на их площадях все новые аптеки под брендом Планета здоровья. Другие сети также рассматривают различные варианты продвижения и расширения торговых площадей.
Перемены на российском фармацевтическом рынке приводят не только к вынужденному уходу с него давно известных аптечных сетей, но и позволяют попробовать свои силы новым игрокам. Например, интересно будет понаблюдать за новой сетью-дискаунтером «Советская аптека — по советским ценам», создателем которой стала PHARMA Distribution Group. Официальное открытие сети состоялось в конце июля, а в течение первых двух месяцев работы планируется запуск торговых точек сразу в 38 российских городах.
Что касается февральского поручения правительству от президента Владимира Путина о создании сети государственных аптек в регионах с доступными ценами на лекарства первой необходимости, то в отношении него ожидания рынка по большей части не оправдались. После нескольких месяцев размышлений Минздрав РФ объявил об отказе от создания этой сети, склонившись в пользу поддержки уже существующих фармацевтических предприятий. По оценке все той же DSM Group, доля государственных аптек в России на сегодняшний день не превышает 10%.
Российским инвесторам, желающим вложиться в отечественный фармацевтический рынок, прежде всего стоит пристально приглядеться к бумагам Протека и Фармстандарта, которые имеют внушительный дисконт по мультипликатору P/E и серьезно недооценены рынком. Будет весьма любопытно взглянуть на полугодовую отчетность этих компаний, которая может приятно удивить.
Рекомендация по акциям Протек и Фармстандарту — «покупать». Потенциал роста — 50% и более 100% соответственно.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/61322