Аэрофлот продолжит набирать высоту
Группа Аэрофлот по итогам 2016 года перевезла рекордное число пассажиров — 43,4 млн, что на 10,2% больше результата прошлого года.
Пассажиропоток на российском рынке авиаперевозок на протяжении двух лет кряду сокращался в среднем на 4,1%. В то же время у Аэрофлота этот показатель с 2014 года увеличился на 25%, до 43,4 млн, и глава компании Виталий Савельев ожидает повышения пассажиропотока еще на 15,2%, до 50 млн по итогам текущего года. К 2025-му все компании, входящие в группу, должны перевозить порядка 70 млн пассажиров в год, в том числе не менее 30 млн внутри России.
Источник: данные компании.
Доля группы в секторе авиаперевозок с 2014 года увеличилась с 31,0% до 42,3%. Я ожидаю дальнейшего расширения этой доли в ближайшие годы, учитывая общую стагнацию в отрасли и продолжающийся рост пассажиропотока Аэрофлота. Главной причиной уже достигнутого результата стало с перераспределение пассажиропотока в связи с уходом с рынка Трансаэро в октябре 2015 года. Однако значимый вклад в увеличение доли рынка внесли и реализация эффективной бизнес-модели, и прекращение работы в России ряда зарубежных авиаперевозчиков.
Основными конкурентами Аэрофлота на сегодня являются S7 (12,9%), Ютэйр (6,8%) и Уральские авиалинии (6,3%).
Источник: данные компании.
Основной пассажиропоток группы обеспечивает материнская компания Аэрофлот, работающая в сегменте премиум-класса. За прошлый год на нее пришлось 66,7% всего объема перевозок, или 29 млн пассажиров. Компания Россия, в том числе ее «дочки» Донавиа и OrenAir, работающие в среднем ценовом сегменте, перевезли в 2016-м 8,8 млн пассажиров. Лоукостер Победа в отчетном периоде нарастил перевозки на 38,7% г/г, до 4,3 млн, а в текущем году планирует увеличить их на 16,3%, до 5 млн. Победа регулярно осваивает новые международные и внутренние направления, поэтому есть все основания полагать, что ее планы на 2017 год осуществятся. Работающая на Дальнем Востоке «дочка» Аэрофлота Аврора в 2016 году перевезла 1,4 млн пассажиров, а к 2018-му этот показатель должен вырасти до 2,4 млн.
Источник: данные компании.
На конец 2016 года занятость пассажирских кресел по всей группе достигла максимума на отметке 81,4%. Наиболее высокий процент занятости пассажирских кресел — 88,3% у лоукостера Победа. Аэрофлот лидирует по этому показателю в отечественном секторе гражданских авиаперевозок.
Источник: данные компаний.
Большую часть — 34% в структуре доходов группа генерирует в России. За последние пять лет выручка здесь в среднем повышалась на 18,7% (CAGR) и увеличилась с 83,8 млрд до 166,2 млрд руб.
Источник: данные компании.
Лидирующие позиции в секторе, несмотря на его стагнацию, и увеличение доли присутствия на внутрироссийском рынке авиаперевозок позволили группе за последние пять лет наращивать выручку в среднем на 18,3% — с 252,8 млрд до 495,9 млрд руб.
Активное повышение доходов было обеспечен за счет американского сегмента (+39,1%, CAGR 5YR), остального мира (+24,8%) и России (+18,7%).
Резкое снижение курса российского рубля привело к заметному падению доходов от европейского и азиатского сегментов. В настоящий момент продажи билетов на эти направления полностью восстановились. Средний темп прироста доходов в Европе за последние два года не отпускался ниже 25,1%.
Источник: данные компании.
По прогнозам аналитиков, опрошенных Bloomberg, доходы группы в следующие три года будут увеличиваться в среднем на 10,5% — с 553,7 млрд в 2017-м до 668,8 млрд в 2019-м. На мой взгляд, этот прогноз с учетом вышеприведенных факторов выглядит вполне реалистичным.
Источник: данные компании.
Аэрофлот выгодно отличают от конкурентов не только сильные фундаментальные показатели, но и невысокая долговая нагрузка. Суммарный долг компании по итогам прошлого года сократился на 39,6% — с 233,0 млрд до 143,1 млрд руб. Показатель Total Debt/T12 EBITDA уменьшился с 4,1x до 1,9x. По сравнению с европейскими аналогами по этому показателю Аэрофлот отстает лишь от Deutsche Lufthansa (1,7x). У Ryan Air Total Debt/T12 EBITDA находится на уровне 2,1x, у Air France равняется 3,0x.
Источник: Bloomberg.
Основная доля операционных расходов любой авиакомпании приходится на топливо, цены на которое зависят от стоимости нефти. Учитывая, что Аэрофлот ежегодно увеличивает количество полетов на внутреннем и зарубежном рынке, затраты на авиационное топливо повышаются, даже несмотря на снижение нефтяных котировок. В этой связи разумней сравнить долю затрат на топливо с общим объемом доходов компании.
На сегодня доля авиационного топлива в доходах Группы составляет 23,4% против 32,1% в 2012 году. В последние два года затраты на реактивное топливо увеличились на 8,2% и 7,6% соответственно, в то время как доходы повысились на 29,5% и 20,8%.
Нефть держится немногим выше $48 за баррель, ее средняя цена в текущем году составляет $52,4. Высокая волатильность на рынке энергоносителей и неспособность нефти закрепиться выше $50 за баррель, позволяет рассчитывать, что цены не смогут вернуться к уровням начала года — выше $57 за баррель. Невысокие цены на сырье продолжат оказывать благоприятное влияние на деятельность авиакомпании.
Сравнительный анализ с аналогами по мультипликаторам указывает на недооцененность бумаг Аэрофлота. По P/E он оценен на уровне 5,5x при среднем по отрасли 11,9x. Наибольший up-side зафиксирован по мультипликатору P/S: 0,4x против 1,3x.
С учетом всего вышесказанного я рекомендую открывать длинные позиции по акциям Аэрофлота. В среднесрочной перспективе ожидаю роста их котировок до 240 руб.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/24715/posts/76785