Аэрофлот достиг заоблачных высот
Последние 24 месяца для крупнейшего авиаперевозчика России и держателей его акций стали по-настоящему золотым временем. За этот период котировки Аэрофлота из области многолетних минимумов взлетели к новым историческим максимумам, а капитализация компании увеличилась более чем в шесть раз. В этой связи неудивительно, что к бумагам Аэрофлота в последнее время приковано пристальное внимание и спекулянтов, ориентированных на быстрый заработок, и долгосрочных инвесторов.
За последние пару лет позитивных драйверов для роста капитализации у Аэрофлота было предостаточно. В этой связи предлагаю вспомнить наиболее сильные из них, а также обсудить текущие риски.
Прошлый год стал для компании очень успешным в плане финансовых и операционных показателей. Никогда прежде годовая чистая прибыль компании не забиралась настолько высоко, и это тем более приятно, что два предыдущих года Аэрофлот фиксировал убытки. Сильный результат во многом стал следствием расширения доли Аэрофлота в сегменте авиаперевозок среди отечественных и иностранных игроков с 36,7% до 42,3%. Помимо реализации эффективной бизнес-модели этому способствовал уход с рынка Трансаэро, ряд маршрутов которого достался лидеру сектора. В результате пассажиропоток Аэрофлота в 2016 году вырос на 10,3% при мировом повышении этого показателя на 5,7%, занятость пассажирских кресел увеличилась на 3,2 п.п., до 81,5%. Чистая прибыль Аэрофлота по МСФО составила рекордные 37,4 млрд руб., о чем еще два-три года назад не приходилось и мечтать.
Одним из драйверов роста финансовых показателей компании стало укрепление рубля. С учетом того, что в структуре операционных расходов более половины платежей представлены в валюте, оно способствовало опережающему росту выручки по сравнению с затратами. Чистый положительный эффект для операционной прибыли от этого фактора оценивается в 14 млрд руб.
Важнейшим финансовым результатом для Аэрофлота стало почти двукратное сокращение чистого долга (со 197 млрд до 106 млрд руб.), что на фоне роста EBITDA с 57,4 млрд до 76,6 млрд руб. вернуло соотношение NetDebt/EBITDA в комфортную область 1,4х с 3,4х по итогам 2015-го.
Динамика долговой нагрузки Аэрофлота, 2008-2016 годы
Одним из важных позитивных аспектов для держателей акций Аэрофлота стали щедрые дивиденды за 2016 год. Компания направила на эти цели рекордные 17,5 руб. на бумагу, а дивидендная доходность даже с учетом многократного роста котировок на текущий момент составляет внушительные 8%. Напомню, что дивидендная политика компании подразумевает перечисление в виде дивиденда 25% чистой прибыли по МСФО. Однако ввиду рекомендации правительства для госкомпаний на эти цели было выделено 50% основного финансового показателя.
В этом и заключается главный риск текущего года. Добровольно платить акционерам половину прибыли компания не планирует, о чем неоднократно говорил ее руководитель Виталий Савельев. Таким образом, высокие дивиденды возможны не только в случае большой чистой прибыли за 2017 год, но и при условии сохранения текущего дивидендного правила для госкомпаний.
Оценка компаний сектора авиаперевозок по мультипликаторам P/E и EV/EBITDA
Как следует из представленной таблицы, по P/E Аэрофлот все еще недооценен рынком. При этом нужно учитывать, что по итогам 2016 года большая часть чистой прибыли оказалась «бумажной». Это означает, что в случае ослабления рубля она может оказаться под давлением. В этом смысле более надежным индикатором является мультипликатор EV/EBITDA, который приближается к среднеотраслевому значению, что вынуждает к осторожности при покупках на текущих уровнях.
Я даю рекомендацию «держать» по бумагам Аэрофлота в надежде на сохранение в ближайшие годы высоких финансовых показателей и щедрых дивидендов. Однако тем инвесторам, которые покупали бумаги по 30-50 руб., стоит зафиксировать прибыль, чтобы не проиграть в случае неблагоприятного развития ситуации.
Источник: http://investcafe.ru/blogs/18955/posts/76759